Новости
Базовый ВУЗ
Об УМО
Нормативные документы УМО
Контактная информация
главная обратная связь

Государственные аттестационные испытания по специальности 061100 - Менеджмент

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
В ОБЛАСТИ МЕНЕДЖМЕНТА

Проект

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ АТТЕСТАЦИОННЫХ
ИСПЫТАНИЙ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
061100 «МЕНЕДЖМЕНТ»

Одобрено
Советом Учебно-методического объединения
по образованию в области менеджмента
протокол № 31
от « 20» ноября 2001 г.
Зам. Председателя Совета УМО
______________(_проф. Коротков Э.М.)

Москва 2001 г.

Государственным образовательным стандартом по базовой специальности образования в области менеджмента 061100 Менеджмент организации, предусмотрена государственная аттестация выпускников в виде:

а) защиты выпускной квалификационной работы,
б) государственного экзамена.

1. Методика определения содержания государственного экзамена

1.1 Виды деятельности выпускников и соответствующие им задачи профессиональной деятельности. (Квалификация менеджер)

1.4.4. Обобщенные задачи профессиональной деятельности

Специалист, получивший квалификацию менеджера, должен быть подготовлен к решению следующих типовых задач:

1) Управленческая деятельность.

  • регулировать распределение функций и полномочий по критериям эффективности нагрузки и качества совместной деятельности;
  • принимать управленческие решения;
  • проводить деловые совещания;
  • определять и формулировать цели совместной деятельности персонала;
  • мотивировать эффективную деятельность персонала;

2) Организационная деятельность.

  • устанавливать дисциплинарные требования;
  • вести распорядительскую работу;
  • распределять ответственность;
  • вводить регламенты и нормативы деятельности;
  • организовать проведение совещания.

3) Плановая деятельность.

  • разработка стратегии развития организации;
  • прогнозирование тенденций социально-экономического развития;
  • составление и расчет бизнес-плана.

4) Предпринимательская деятельность.

  • антрепренерство;
  • маркетинг;
  • инициация диверсификации.

5) Финансово-экономическая.

  • определение источников финансирования;
  • регулирование финансовых потоков;
  • распределение и использование ресурсов;
  • проведение аудита и бухгалтерского учета.

6) Исследовательская и аналитическая деятельность.

  • организовать исследование;
  • поставить проблему;
  • провести анализ деятельности организации;
  • определить параметры и критерии оценки деятельности.

7) Консультационная деятельность.

  • провести консультацию персонала;
  • определить порядок консультационной деятельности;

8) Информационная деятельность.

  • регулировать информационные потоки в системе управления;
  • проектировать систему информационного обеспечения управления;
  • использовать компьютер в информационной, проектной и коммуникативной деятельности;

9) Контрольная деятельность.

  • сформировать систему контроля деятельности;
  • эффективно использовать результаты контроля в регулировании процессов;

10) Инновационная деятельность.

  • инициировать поиск и реализацию инноваций;
  • анализировать варианты нововведений;
  • разрабатывать инновационные проекты в различных сферах деятельности;

11) Социально-психологическая деятельность.

  • проводить мониторинг социально-психологической атмосферы в организации;
  • разрешать конфликтные ситуации;
  • регулировать социально-психологические отношения;
  • мотивировать повышение образовательного и квалификационного уровня персонала;
  • поддерживать продуктивную этику деловых отношений;
  • формировать имидж организации.

1.2 Квалификационные требования необходимые для выполнения профессиональных задач.

Для выполнения своих функций и решения профессиональных задач в соответствии со своей квалификацией менеджер должен

ЗНАТЬ:

  • постановления правительства, методические и нормативные материалы по своей профессиональной деятельности;
  • действующие стандарты, положения и инструкции по вопросам управления государством, обществом, экономикой и организацией, а также бюджет, налоговую систему, таможенные правила;
  • экономические характеристики и показатели развития производства в России, внешнеэкономическую деятельность страны;
  • экономическую теорию, макро и микроэкономику;
  • основы менеджмента и маркетинга;
  • финансы, денежное обращение и кредит;
  • социологию и психологию управления;
  • статистику и методы статистического анализа;
  • законодательство и правовые основы управления;
  • зарубежный опыт управления, сравнительный менеджмент.

2.2. Требования к профессиональной подготовке выпускника, соответствующие квалификационным требованиям специалиста.
Таблица 1.

Требования к профессиональной подготовке Вид аттест. испытания Примечание
гос. экз. защита ВКР
Знать:
Назначение, структуру деятельности менеджера, современные требования к его квалификации, модель специалиста.     Текущ. аттест.
Экономические процессы развития производства, основы рыночной экономики, экономическая деятельность менеджера. + +  
Принципы и методы менеджмента, разработка управленческих решений, регулирование организационного поведения, расчеты и обеспечение эффективности. + +  
Маркетинг, изучение спроса и конкуренции, сегментация рынка, стратегии поведения на рынке. + +  
Проектирование систем, механизмов и технологий управления, определение их параметров и эффективности   +  
Формирование необходимых вариантов социально-психологической атмосферы, разрешение конфликтов проектирование системы мотивации. + +  
Уметь применять:
Методы исследования систем, механизмов и технологий управления.   +  
Методологию и организацию разработки управленческих решений с участием специалистов и экспертов. + +  
Компьютеры в обработке информации и моделировании систем и процессов.   +  
Методы эффективного управления качеством: оценка, мотивация, мониторинг и контроль. + +  
Методы конструирования организации по сочетанию регламентов, нормативов, инструктивных материалов, ответственности и дисциплинарных положений.   +  
Методы выполнения расчетов и оценки экономической эффективности всех видов деятельности. + +  
Анализировать варианты поведения в условиях рыночной экономики, признаки возможного кризиса и стечение обстоятельств вероятного успеха.     Текущ. аттест. (прак)
Работать с материалами статистики и отчетных данных, специальными публикациями, рекламой и деловых изданий.   +  
Проектировать бизнес-планы, стратегические программы, прогнозировать тенденции развития.     Текущ. аттест. (практ)

2.3.Перечень дисциплин образовательной программы, обеспечивающих получение соответствующей профессиональной подготовки (знаний, умений и навыков) и проверяемых в процессе государственного экзамена.
Таблица 2.

Требования к профессиональной подготовке. Дисциплины образовательной программы
Знание экономической теории, макро и микроэкономики, навыки экономического анализа ситуаций, понимание тенденций экономического развития, экономическое мышление.
  1. Экономическая теория.
  2. Макроэкономика.
  3. Микроэкономика.
  4. Мировая экономика.
Знание и понимание концепции менеджмента и современных проблем ее практического использования.
  1. Основы менеджмента.
  2. История менеджмента.
Овладение конкретными знаниями по управлению различными видами деятельности и решению проблем эффективности управления.
  1. Стратегический менеджмент.
  2. Инновационный менеджмент.
  3. Управление качеством.
  4. Управленческие решения.
Регулирование социально-психологических отношений, конфликтных ситуаций, организационного поведения.
  1. Организационное поведение.
  2. Управление персоналом.
Знание правовых основ управления.
  1. Трудовое законодательство.
  2. Хозяйственное право.
Знание финансовой системы
  1. Финансы и кредит.
  2. Финансовый менеджмент.

2.2 Перечень вопросов государственного экзамена

  1. Назначение и структура бизнес-плана.
  2. Содержание, разнообразие и специализация функций управления.
  3. Основные черты стратегического менеджмента.
  4. Типология систем управления: роль в науке и практическое значение.
  5. Школы менеджмента: эволюция и современность.
  6. Методология и организация управления.
  7. Оценка и анализ внешней и внутренней среды менеджмента.
  8. Формирование механизма и использование методов управления.
  9. Информационное обеспечение управления.
  10. Организация и содержание маркетинговой деятельности.
  11. Власть и партнерство в современном менеджменте.
  12. Система контроля в менеджменте.
  13. Факторы формирования стиля управления.
  14. Методология и организация разработки управленческих решений.
  15. Социально-экономическое и организационное содержание управления.
  16. Современные концепции мотивации эффективной деятельности.
  17. Соотношение и связь формального и неформального управления.
  18. Управление развитием персонала: цели, тенденции, организация.
  19. Ротация персонала: границы возможного и факторы эффективности.
  20. Признаки и основные черты корпоративного управления.
  21. Современные системы управления качеством.
  22. Основные черты инновационного менеджмента.
  23. Организация управления по фактору экономии времени.
  24. Психологические факторы управления. Этика менеджера.
  25. Особенности российского менеджмента и современные проблемы использования зарубежного опыта управления.
  26. Основные тенденции развития менеджмента.
  27. Факторы, определяющие качество управленческих решений.
  28. Проблемы и признаки эффективности коммуникаций.
  29. Разработка технологии процессов управления.
  30. Разработка и реализация цели и миссии управления.
  31. Стратегия и тактика управления.
  32. Тенденции и проблемы профессионализации управления.
  33. Сочетание опыта, искусства и знаний в деятельности менеджера.
  34. Эффективность управления: факторы, оценки, тенденции, достижение.
  35. Основные черты и особенности антикризисного менеджмента.
  36. Разрешение конфликтов в процессах управления.
  37. Ролевая структура деятельности менеджера.
  38. Организационное поведение человека в процессах управления.
  39. Маркетинг в системе и процессах управления.
  40. Роль маркетинга в стратегии конкуренции.
  41. Методы анализа рынка и разработка стратегии маркетинга.
  42. Потребности человека и спрос на товар.
  43. Функции и организацмионный статус маркетинговых подразделений в системе менеджмента.
  44. Исследование потребностей и поведения потребителя.
  45. Классификация потребителей и прогнозирование их предпочтений.
  46. Цены и ценообразование в маркетинге.
  47. Формирование экономической конъюнктуры и ее характерные особенности.
  48. Продвижение продаж и паблик рилейшенз.
  49. Сегментация рынка. Критерии сегментации.
  50. Маркетинг: расширение позиций.
  51. Основные средства стимулирования сбыта и формирования спроса на товар.
  52. Реклама и ее роль в комплексе маркетинговых коммуникаций.
  53. Товары производственного назначения и товары индивидуального использования: способы их продвижения и методы Фосстис.
  54. Маркетинговая информация: получение и использование.
  55. Маркетинговая политика фирмы для различных стадий жизненного цикла товара.
  56. Формирование инновационной стратегии фирмы и системы Фосстис.
  57. Формы оплаты труда в системе стимулирования эффективной деятельности.
  58. Качество как объект и результат эффективного управления.
  59. Ценовая и неценовая конкуренции: цели и эффективность.
  60. SWOT - анализ в разработке стратегии управления.

Литература

  1. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс. 1985.
  2. Алексеев А., Пиголов В. Деловое администрирование на практике. М., 1993.
  3. Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ. М.: Экономика. 1989
  4. Антикризисное управление: от банкротства – к финансовому оздоровлению /Под ред. Г.П. Иванова. М., 1995.
  5. Антикризисное управление: Учебник /Под ред. Э.М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2000.
  6. Армстронг М. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем. Ростов-на-Дону. 1998.
  7. Арская Л.П. Япония: наука и искусство управления. М., 1992.
  8. Атаманчук В.Г. Управление - социальная ценность и эффективность. М., 1995.
  9. Беккер Г. Человеческий капитал. Главы из книги /США: Экономика. Политика. Идеология. 1993.
  10. Белокопытов О.И., Панасенко Г.В. История и культура менеджмента. Красноярск. 1994.
  11. Брэддик У. Менеджмент в организации. М: ИНФРА-М, 1997.
  12. Бычин В.Б. Управление персоналом организации в процессе нововведений: Учебное пособие. М.: Изд-во РЭА. 2000.
  13. Бычин В.Б., Малинин С.В. Нормирование труда. Учебник. /Под ред. Ю.Г. Одегова. М.: Изд-во РЭА. 2000.
  14. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. М.: Юрист. 1994.
  15. Виссема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в децентрализованной компании) /Пер. с англ. М., 1996.
  16. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. М.: Высшая школа. 1994.
  17. Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. Пер. со словац. М., 1989.
  18. Воронов В.И. Управление проектами в России. М., 1995.
  19. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М. 1991.
  20. Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: ЮНИТИ. 1994.
  21. Глухов В.В. Основы менеджмента. СПб.: Специальная литература. 1995.
  22. Гневко В.А., Яковлев И.П. Менеджмент: социально – гуманитарное измерение. СПб. 1996.
  23. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления. Руководство для высшего управленческого персонала. М. 1993.
  24. Гребнев Е.Т. Управленческие нововведения. М. 1985.
  25. Грейсон Дж. (мл.), О. Делл. Американский менеджмент на пороге ХХ1 века: Пер. с англ. М., 1991.
  26. Гроув Э.С. Высокоэффективный менеджмент. Пер с англ. М., 1996.
  27. Данилов-Данильян В.И. Современный менеджмент: принципы и правила. М., Н. Новгород: НКЦП. 1992.
  28. Делокаров К.Х. Синергетика и управление: методологические замечания /Самоорганизация, организация, управление. М., 1995.
  29. Дж. Обер-Крис. Управление предприятием. Классика менеджмента. Сирин, 1998.
  30. Дизель П., Маккинли Раньян У. Поведение человека в организации. М., 1993.
  31. Друкер П. Эффективный управляющий. М., 1994.
  32. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. /Пер с англ. М., 1996.
  33. Дятлов С.А. Основы человеческого капитала. СПб, 1995.
  34. Евланов Л.Г. Принятие решений в условиях неопределенности. М., 1976.
  35. Зайцев А.Н. Социальные конфликты на предприятии. Калуга. 1993.
  36. Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело. 1993.
  37. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М.: Славянский диалог. 1996.
  38. Карлоф Б. Деловая стратегия. М.: Экономика. 1991.
  39. Киллен К. Вопросы управления. М., 1981.
  40. Клейнер Г.Б., Тамбовцев В.Л., Кагалов Р.М. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М., 1997.
  41. Кон И.С. Социология личности. М. 1967.
  42. Коротков Э.М. Концепция менеджмента: Учебное пособие. М.: ДеКА. 1996.
  43. Кохно П.А. и др. Менеджмент. М.: Финансы и статистика. 1993.
  44. Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент. М.: Изд-во МГУ. 1995.
  45. Крайнев В.А., Демин Н.Я., Тимошинин М.Л. Менеджмент: стратегическое управление производственно-хозяйственной системой разного уровня и конфигурации: Научный менеджмент: новые подходы к стратегическому управлению фирмой, обобщения, рекомендации. М., 1997.
  46. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель … М., 1992.
  47. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство. М., 1997.
  48. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента. Учебное пособие. СПб.: ИД «МиМ», 1998.
  49. Ленд Питер Э. Менеджмент – искусство управлять: Пер. с англ. М., 1995.
  50. Лунев В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой: Учебное пособие. М.: Финпресс. 1997.
  51. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  52. Мартынов С.Д. Профессионалы в управлении. Лениздат. 1991.
  53. Марцинкевич В.И., Соболева И.В. Экономика человека: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект-Пресс,1995.
  54. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. Пер с англ. М.,1996.
  55. Менеджмент организации. /Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. М.: ИНФРА-М, 1995.
  56. Менеджмент /Под общей ред. проф. Страховой О.А. 2-е изд.: Учебное пособие. СПб, 1998.
  57. Менеджмент и рынок: Германская модель. Учебное пособие /Под ред. У. Рора, С. Долгова. М.: Бек. 1995.
  58. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер с англ. М.: Дело. 1993.
  59. Мильнер Б.З. Теория организаций: Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 1998.
  60. Мир управления проектами. /Пер с англ. М., 1994.
  61. Монден Я. «Тоета». Методы эффективного управления Пер с японского. М., 1989.
  62. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом. М.: Финстатинформ, 1997.
  63. Панасюк А.Ю. Управленческое общение. М., 1990.
  64. Перлаки И. Нововведения в организациях: Пер со словацкого. М., 1980.
  65. Поппель Г., Голдстайн Б. Информационная технология. М., 1990.
  66. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). М., 1995.
  67. Ревунков Г.И. и др. Базы и банки данных и знаний. Учебник. /Под ред. В.Н. Четверикова. М.: Высшая школа. 1992.
  68. Санто Б. Инновация как средство экономического развития: Пер с венг. М.: Прогресс, 1990.
  69. Словарь-справочник менеджера. М., 1996.
  70. Татарников А.А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. М., 1992.
  71. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями: Пер с англ. М., 1989.
  72. Тейлор Ф.У. Менеджмент. М.: Контроллинг, 1992.
  73. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Пер. с англ. М.: ЮНИТИ, 1998.
  74. Турчинов А.М. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. М., 1998.
  75. Уотермен Р. Фактор обновления. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1988.
  76. Управление организацией: Учебник /Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. М.: ИНФРА-М, 1998.
  77. Управление персоналом организации: Учебник /Под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 1997.
  78. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд г. Управление – это наука и искусство. М., 1990.
  79. Ховард К., Коротков Э. Принципы менеджмента: Управление в системе цивилизованного предпринимательства: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1996.
  80. Цыгичко В.Н. Руководителю о принятии решений. М., ИНФРА-М. 1996.
  81. Шамкалов Ф.И. Американский менеджмент, Теория и практика. М., 1993.
  82. Шеметов П.В. Практический менеджмент. Новосибирск, 1993.
  83. Шепель В.М. настольная книга бизнесмена и менеджера. М., 1992.
  84. Экономическое управление поведением предприятия. /Под ред. В.П. Панагушина. М.: МАИ, 1996.
  85. Эффективность и мотивация труда /Под ред. А.И. Бычкова и др. Томск, 1991.
  86. Яременко Ю.В. Экономические беседы. Запись С.А. Белановского. М.: Центр исследований и статистики науки, 1999.

(Указанная в программе литература является минимально необ¬ходимой для подготовки к экзамену. Помимо неё студентам рекомен¬дуется пользоваться конспектами лекций, прочитанных по соответст¬вующим разделам, и литературой, указанной в программах к этим курсам.)

2.5. Методические рекомендации по использованию педагогических контрольных материалов.

Государственный экзамен может иметь различные формы. УМО предлагает помимо традиционных форм ответов на вопросы экзаменационных билетов использовать и современных формы компьютерного тестирования, оценки ситуаций и оценки поведения в деловой игре. В этом случае в состав оценочных средств для проведения государственного экзамена по специальности входят:

  • полидисциплинарный тест;
  • комплексные контрольные задания в виде ситуаций или стратегии поведения на рынке.

Полидисциплинарный тест содержит 250 вопросов с вариантами ответов (закрытых тестовых пунктов) по основным общепрофессиональным и специальным дисциплинам учебного плана, выбранными для итоговой аттестации выпускников и в большей мере обеспечивающих оценку соответствия их подготовки требованиям ГОСа.

Тестовые пункты по каждой дисциплине, вошедшие в полидисциплинарный тест, выбирались из монодисциплинарных тестов по каждой дисциплине, используемых для текущей аттестации усвоения этих дисциплин, на основе данных о их среднестатистической различимости и трудности.. Все тестовые пункты итогового экзаменационного теста имеют равные коэффициенты, но ответы ранжированы по степени приближения к истине. Это позволяет делать оценку посредством рейтингового коэффициента и варьировать конечную оценку с учетом особенностей испытываемой группы.

При проведении комплексного междисциплинарного государственного экзамена студентам предлагается пройти тестирование за компьютером. Число вопросов и состав дисциплин можно устанавливать оперативно, но они должны быть одинаковыми для всех испытуемых.

Тестирование можно дополнить анализом конкретной ситуации управления, требующей для ее решения специальных знаний или деловой игрой оценочного типа, показывающей навыки принятия эффективных управленческих решений.

Пример тестов

1. Какую черту Вы назвали бы наиболее типичной для российского варианта менеджмента?

а) Склонность к творчеству и стремление к самостоятельности.
б) Энергичность и предприимчивость.
в) Коммуникабельность и корпоративность.
г) Протекционизм и поручительство.
д) Организованность и дисциплинированность.
е) Осознание полезности.

2. Что необходимо, чтобы полнее учитывать позитивные стороны российского менеджмента?

а) Знать зарубежный опыт, сравнивая его с российским.
б) Научный подход к управлению.
в) Развивать и мотивировать искусство управления.
г) Необходим профессионализм управления.
д) Национально-культурные особенности проявляются сами по себе. Нет смысла их учитывать.
е) Изучать российский опыт.

1. Какой набор из предложенных признаков характеризует особенности стратегического менеджмента.

а) Цель, четкая организация работы, учет человеческого фактора, мониторинг качества продукции.
б) Миссия, внимание к работе с персоналом, отработанное информационное обеспечение, анализ конкурентных преимуществ.
в) Цель, миссия, приоритеты, ориентиры, ограничения.
г) Профессионализм, проект развития, дерево целей, участие в управлении, мотивация.
д) Прогноз, цель, моделирование ситуаций, использование компьютера, анализ рынка.

2. Какое определение миссии Вы считаете наиболее корректным?

а) Миссия - это ситуация, в которой находится организация ( фирма, компания и пр.)
б) Миссия - это цель, которую организация желает достичь.
в) Миссия - это назначение организации в социально-экономической жизни.
г) Миссия - это доминанта развития организации.
д) Миссия - это формула эффективной деятельности организации.

2.6. Методические рекомендации по проведению государственного экзамена

Государственный квалификационный экзамен проводится в 9 семестре (при 5-ти летнем сроке обучения). Перед проведением экзамена проводится цикл консультаций по программе экзамена обычно в объеме 8 – 12 учебных часов.

Варианты контрольных вопросов общедоступны и студенты имеют возможность ознакомиться с ними до начала экзаменов.

Варианты экзаменационных тестовых заданий составляются экзаменационной комиссией, хранятся в запечатанном виде и выдаются студентам непосредственно на экзамене.

Длительность экзамена обычно составляет 4-6 академических часа.

Студентам выдаются экзаменационный тест или билет и контрольное задание в виде ситуации или оценочной деловой игры.

Задание выполняется в специальных экзаменационных тетрадях.

После получения экзаменационного задания экзаменуемый знакомиться с ним и в течение 15 минут уточняет с экзаменатором возникшие неясности.

По истечении срока проведения экзамена, все экзаменационные тетради сдаются экзаменатору. Проверку экзаменационных тетрадей проводит экзаменационная комиссия. Председатель комиссии распределяет работы между членами комиссии.

Экзаменатор, определив оценку работы, проставляет ее в экзаменационной тетрадии и ставит свою подпись. В случае неудовлетворительной оценки или отличной председатель экзаменационной комиссии перепроверяет работу и оценка выставляется за подписью обоих экзаменаторов.

В день объявления результатов государственного экзамена может быть предусмотрена возможность проведения апелляции.

 

Новости | Базовый ВУЗ | Об УМО | Нормативные документы УМО | Контактная информация
Учебно-методическое объединение ВУЗов в области менеджмента
Новости
Базовый ВУЗ
Об УМО
Нормативные документы УМО
Контактная информация
главная обратная связь
Государственные аттестационные испытания по специальности 061100 - Менеджмент

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
В ОБЛАСТИ МЕНЕДЖМЕНТА

Проект

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ АТТЕСТАЦИОННЫХ
ИСПЫТАНИЙ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
061100 «МЕНЕДЖМЕНТ»

Одобрено
Советом Учебно-методического объединения
по образованию в области менеджмента
протокол № 31
от « 20» ноября 2001 г.
Зам. Председателя Совета УМО
______________(_проф. Коротков Э.М.)

Москва 2001 г.

Государственным образовательным стандартом по базовой специальности образования в области менеджмента 061100 Менеджмент организации, предусмотрена государственная аттестация выпускников в виде:

а) защиты выпускной квалификационной работы,
б) государственного экзамена.

1. Методика определения содержания государственного экзамена

1.1 Виды деятельности выпускников и соответствующие им задачи профессиональной деятельности. (Квалификация менеджер)

1.4.4. Обобщенные задачи профессиональной деятельности

Специалист, получивший квалификацию менеджера, должен быть подготовлен к решению следующих типовых задач:

1) Управленческая деятельность.

  • регулировать распределение функций и полномочий по критериям эффективности нагрузки и качества совместной деятельности;
  • принимать управленческие решения;
  • проводить деловые совещания;
  • определять и формулировать цели совместной деятельности персонала;
  • мотивировать эффективную деятельность персонала;

2) Организационная деятельность.

  • устанавливать дисциплинарные требования;
  • вести распорядительскую работу;
  • распределять ответственность;
  • вводить регламенты и нормативы деятельности;
  • организовать проведение совещания.

3) Плановая деятельность.

  • разработка стратегии развития организации;
  • прогнозирование тенденций социально-экономического развития;
  • составление и расчет бизнес-плана.

4) Предпринимательская деятельность.

  • антрепренерство;
  • маркетинг;
  • инициация диверсификации.

5) Финансово-экономическая.

  • определение источников финансирования;
  • регулирование финансовых потоков;
  • распределение и использование ресурсов;
  • проведение аудита и бухгалтерского учета.

6) Исследовательская и аналитическая деятельность.

  • организовать исследование;
  • поставить проблему;
  • провести анализ деятельности организации;
  • определить параметры и критерии оценки деятельности.

7) Консультационная деятельность.

  • провести консультацию персонала;
  • определить порядок консультационной деятельности;

8) Информационная деятельность.

  • регулировать информационные потоки в системе управления;
  • проектировать систему информационного обеспечения управления;
  • использовать компьютер в информационной, проектной и коммуникативной деятельности;

9) Контрольная деятельность.

  • сформировать систему контроля деятельности;
  • эффективно использовать результаты контроля в регулировании процессов;

10) Инновационная деятельность.

  • инициировать поиск и реализацию инноваций;
  • анализировать варианты нововведений;
  • разрабатывать инновационные проекты в различных сферах деятельности;

11) Социально-психологическая деятельность.

  • проводить мониторинг социально-психологической атмосферы в организации;
  • разрешать конфликтные ситуации;
  • регулировать социально-психологические отношения;
  • мотивировать повышение образовательного и квалификационного уровня персонала;
  • поддерживать продуктивную этику деловых отношений;
  • формировать имидж организации.

1.2 Квалификационные требования необходимые для выполнения профессиональных задач.

Для выполнения своих функций и решения профессиональных задач в соответствии со своей квалификацией менеджер должен

ЗНАТЬ:

  • постановления правительства, методические и нормативные материалы по своей профессиональной деятельности;
  • действующие стандарты, положения и инструкции по вопросам управления государством, обществом, экономикой и организацией, а также бюджет, налоговую систему, таможенные правила;
  • экономические характеристики и показатели развития производства в России, внешнеэкономическую деятельность страны;
  • экономическую теорию, макро и микроэкономику;
  • основы менеджмента и маркетинга;
  • финансы, денежное обращение и кредит;
  • социологию и психологию управления;
  • статистику и методы статистического анализа;
  • законодательство и правовые основы управления;
  • зарубежный опыт управления, сравнительный менеджмент.

2.2. Требования к профессиональной подготовке выпускника, соответствующие квалификационным требованиям специалиста.
Таблица 1.

Требования к профессиональной подготовке Вид аттест. испытания Примечание
гос. экз. защита ВКР
Знать:
Назначение, структуру деятельности менеджера, современные требования к его квалификации, модель специалиста.     Текущ. аттест.
Экономические процессы развития производства, основы рыночной экономики, экономическая деятельность менеджера. + +  
Принципы и методы менеджмента, разработка управленческих решений, регулирование организационного поведения, расчеты и обеспечение эффективности. + +  
Маркетинг, изучение спроса и конкуренции, сегментация рынка, стратегии поведения на рынке. + +  
Проектирование систем, механизмов и технологий управления, определение их параметров и эффективности   +  
Формирование необходимых вариантов социально-психологической атмосферы, разрешение конфликтов проектирование системы мотивации. + +  
Уметь применять:
Методы исследования систем, механизмов и технологий управления.   +  
Методологию и организацию разработки управленческих решений с участием специалистов и экспертов. + +  
Компьютеры в обработке информации и моделировании систем и процессов.   +  
Методы эффективного управления качеством: оценка, мотивация, мониторинг и контроль. + +  
Методы конструирования организации по сочетанию регламентов, нормативов, инструктивных материалов, ответственности и дисциплинарных положений.   +  
Методы выполнения расчетов и оценки экономической эффективности всех видов деятельности. + +  
Анализировать варианты поведения в условиях рыночной экономики, признаки возможного кризиса и стечение обстоятельств вероятного успеха.     Текущ. аттест. (прак)
Работать с материалами статистики и отчетных данных, специальными публикациями, рекламой и деловых изданий.   +  
Проектировать бизнес-планы, стратегические программы, прогнозировать тенденции развития.     Текущ. аттест. (практ)

2.3.Перечень дисциплин образовательной программы, обеспечивающих получение соответствующей профессиональной подготовки (знаний, умений и навыков) и проверяемых в процессе государственного экзамена.
Таблица 2.

Требования к профессиональной подготовке. Дисциплины образовательной программы
Знание экономической теории, макро и микроэкономики, навыки экономического анализа ситуаций, понимание тенденций экономического развития, экономическое мышление.
  1. Экономическая теория.
  2. Макроэкономика.
  3. Микроэкономика.
  4. Мировая экономика.
Знание и понимание концепции менеджмента и современных проблем ее практического использования.
  1. Основы менеджмента.
  2. История менеджмента.
Овладение конкретными знаниями по управлению различными видами деятельности и решению проблем эффективности управления.
  1. Стратегический менеджмент.
  2. Инновационный менеджмент.
  3. Управление качеством.
  4. Управленческие решения.
Регулирование социально-психологических отношений, конфликтных ситуаций, организационного поведения.
  1. Организационное поведение.
  2. Управление персоналом.
Знание правовых основ управления.
  1. Трудовое законодательство.
  2. Хозяйственное право.
Знание финансовой системы
  1. Финансы и кредит.
  2. Финансовый менеджмент.

2.2 Перечень вопросов государственного экзамена

  1. Назначение и структура бизнес-плана.
  2. Содержание, разнообразие и специализация функций управления.
  3. Основные черты стратегического менеджмента.
  4. Типология систем управления: роль в науке и практическое значение.
  5. Школы менеджмента: эволюция и современность.
  6. Методология и организация управления.
  7. Оценка и анализ внешней и внутренней среды менеджмента.
  8. Формирование механизма и использование методов управления.
  9. Информационное обеспечение управления.
  10. Организация и содержание маркетинговой деятельности.
  11. Власть и партнерство в современном менеджменте.
  12. Система контроля в менеджменте.
  13. Факторы формирования стиля управления.
  14. Методология и организация разработки управленческих решений.
  15. Социально-экономическое и организационное содержание управления.
  16. Современные концепции мотивации эффективной деятельности.
  17. Соотношение и связь формального и неформального управления.
  18. Управление развитием персонала: цели, тенденции, организация.
  19. Ротация персонала: границы возможного и факторы эффективности.
  20. Признаки и основные черты корпоративного управления.
  21. Современные системы управления качеством.
  22. Основные черты инновационного менеджмента.
  23. Организация управления по фактору экономии времени.
  24. Психологические факторы управления. Этика менеджера.
  25. Особенности российского менеджмента и современные проблемы использования зарубежного опыта управления.
  26. Основные тенденции развития менеджмента.
  27. Факторы, определяющие качество управленческих решений.
  28. Проблемы и признаки эффективности коммуникаций.
  29. Разработка технологии процессов управления.
  30. Разработка и реализация цели и миссии управления.
  31. Стратегия и тактика управления.
  32. Тенденции и проблемы профессионализации управления.
  33. Сочетание опыта, искусства и знаний в деятельности менеджера.
  34. Эффективность управления: факторы, оценки, тенденции, достижение.
  35. Основные черты и особенности антикризисного менеджмента.
  36. Разрешение конфликтов в процессах управления.
  37. Ролевая структура деятельности менеджера.
  38. Организационное поведение человека в процессах управления.
  39. Маркетинг в системе и процессах управления.
  40. Роль маркетинга в стратегии конкуренции.
  41. Методы анализа рынка и разработка стратегии маркетинга.
  42. Потребности человека и спрос на товар.
  43. Функции и организацмионный статус маркетинговых подразделений в системе менеджмента.
  44. Исследование потребностей и поведения потребителя.
  45. Классификация потребителей и прогнозирование их предпочтений.
  46. Цены и ценообразование в маркетинге.
  47. Формирование экономической конъюнктуры и ее характерные особенности.
  48. Продвижение продаж и паблик рилейшенз.
  49. Сегментация рынка. Критерии сегментации.
  50. Маркетинг: расширение позиций.
  51. Основные средства стимулирования сбыта и формирования спроса на товар.
  52. Реклама и ее роль в комплексе маркетинговых коммуникаций.
  53. Товары производственного назначения и товары индивидуального использования: способы их продвижения и методы Фосстис.
  54. Маркетинговая информация: получение и использование.
  55. Маркетинговая политика фирмы для различных стадий жизненного цикла товара.
  56. Формирование инновационной стратегии фирмы и системы Фосстис.
  57. Формы оплаты труда в системе стимулирования эффективной деятельности.
  58. Качество как объект и результат эффективного управления.
  59. Ценовая и неценовая конкуренции: цели и эффективность.
  60. SWOT - анализ в разработке стратегии управления.

Литература

  1. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс. 1985.
  2. Алексеев А., Пиголов В. Деловое администрирование на практике. М., 1993.
  3. Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ. М.: Экономика. 1989
  4. Антикризисное управление: от банкротства – к финансовому оздоровлению /Под ред. Г.П. Иванова. М., 1995.
  5. Антикризисное управление: Учебник /Под ред. Э.М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2000.
  6. Армстронг М. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем. Ростов-на-Дону. 1998.
  7. Арская Л.П. Япония: наука и искусство управления. М., 1992.
  8. Атаманчук В.Г. Управление - социальная ценность и эффективность. М., 1995.
  9. Беккер Г. Человеческий капитал. Главы из книги /США: Экономика. Политика. Идеология. 1993.
  10. Белокопытов О.И., Панасенко Г.В. История и культура менеджмента. Красноярск. 1994.
  11. Брэддик У. Менеджмент в организации. М: ИНФРА-М, 1997.
  12. Бычин В.Б. Управление персоналом организации в процессе нововведений: Учебное пособие. М.: Изд-во РЭА. 2000.
  13. Бычин В.Б., Малинин С.В. Нормирование труда. Учебник. /Под ред. Ю.Г. Одегова. М.: Изд-во РЭА. 2000.
  14. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. М.: Юрист. 1994.
  15. Виссема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в децентрализованной компании) /Пер. с англ. М., 1996.
  16. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. М.: Высшая школа. 1994.
  17. Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. Пер. со словац. М., 1989.
  18. Воронов В.И. Управление проектами в России. М., 1995.
  19. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М. 1991.
  20. Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: ЮНИТИ. 1994.
  21. Глухов В.В. Основы менеджмента. СПб.: Специальная литература. 1995.
  22. Гневко В.А., Яковлев И.П. Менеджмент: социально – гуманитарное измерение. СПб. 1996.
  23. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления. Руководство для высшего управленческого персонала. М. 1993.
  24. Гребнев Е.Т. Управленческие нововведения. М. 1985.
  25. Грейсон Дж. (мл.), О. Делл. Американский менеджмент на пороге ХХ1 века: Пер. с англ. М., 1991.
  26. Гроув Э.С. Высокоэффективный менеджмент. Пер с англ. М., 1996.
  27. Данилов-Данильян В.И. Современный менеджмент: принципы и правила. М., Н. Новгород: НКЦП. 1992.
  28. Делокаров К.Х. Синергетика и управление: методологические замечания /Самоорганизация, организация, управление. М., 1995.
  29. Дж. Обер-Крис. Управление предприятием. Классика менеджмента. Сирин, 1998.
  30. Дизель П., Маккинли Раньян У. Поведение человека в организации. М., 1993.
  31. Друкер П. Эффективный управляющий. М., 1994.
  32. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. /Пер с англ. М., 1996.
  33. Дятлов С.А. Основы человеческого капитала. СПб, 1995.
  34. Евланов Л.Г. Принятие решений в условиях неопределенности. М., 1976.
  35. Зайцев А.Н. Социальные конфликты на предприятии. Калуга. 1993.
  36. Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело. 1993.
  37. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М.: Славянский диалог. 1996.
  38. Карлоф Б. Деловая стратегия. М.: Экономика. 1991.
  39. Киллен К. Вопросы управления. М., 1981.
  40. Клейнер Г.Б., Тамбовцев В.Л., Кагалов Р.М. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М., 1997.
  41. Кон И.С. Социология личности. М. 1967.
  42. Коротков Э.М. Концепция менеджмента: Учебное пособие. М.: ДеКА. 1996.
  43. Кохно П.А. и др. Менеджмент. М.: Финансы и статистика. 1993.
  44. Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент. М.: Изд-во МГУ. 1995.
  45. Крайнев В.А., Демин Н.Я., Тимошинин М.Л. Менеджмент: стратегическое управление производственно-хозяйственной системой разного уровня и конфигурации: Научный менеджмент: новые подходы к стратегическому управлению фирмой, обобщения, рекомендации. М., 1997.
  46. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель … М., 1992.
  47. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство. М., 1997.
  48. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента. Учебное пособие. СПб.: ИД «МиМ», 1998.
  49. Ленд Питер Э. Менеджмент – искусство управлять: Пер. с англ. М., 1995.
  50. Лунев В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой: Учебное пособие. М.: Финпресс. 1997.
  51. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  52. Мартынов С.Д. Профессионалы в управлении. Лениздат. 1991.
  53. Марцинкевич В.И., Соболева И.В. Экономика человека: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект-Пресс,1995.
  54. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. Пер с англ. М.,1996.
  55. Менеджмент организации. /Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. М.: ИНФРА-М, 1995.
  56. Менеджмент /Под общей ред. проф. Страховой О.А. 2-е изд.: Учебное пособие. СПб, 1998.
  57. Менеджмент и рынок: Германская модель. Учебное пособие /Под ред. У. Рора, С. Долгова. М.: Бек. 1995.
  58. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер с англ. М.: Дело. 1993.
  59. Мильнер Б.З. Теория организаций: Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 1998.
  60. Мир управления проектами. /Пер с англ. М., 1994.
  61. Монден Я. «Тоета». Методы эффективного управления Пер с японского. М., 1989.
  62. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом. М.: Финстатинформ, 1997.
  63. Панасюк А.Ю. Управленческое общение. М., 1990.
  64. Перлаки И. Нововведения в организациях: Пер со словацкого. М., 1980.
  65. Поппель Г., Голдстайн Б. Информационная технология. М., 1990.
  66. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). М., 1995.
  67. Ревунков Г.И. и др. Базы и банки данных и знаний. Учебник. /Под ред. В.Н. Четверикова. М.: Высшая школа. 1992.
  68. Санто Б. Инновация как средство экономического развития: Пер с венг. М.: Прогресс, 1990.
  69. Словарь-справочник менеджера. М., 1996.
  70. Татарников А.А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. М., 1992.
  71. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями: Пер с англ. М., 1989.
  72. Тейлор Ф.У. Менеджмент. М.: Контроллинг, 1992.
  73. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Пер. с англ. М.: ЮНИТИ, 1998.
  74. Турчинов А.М. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. М., 1998.
  75. Уотермен Р. Фактор обновления. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1988.
  76. Управление организацией: Учебник /Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. М.: ИНФРА-М, 1998.
  77. Управление персоналом организации: Учебник /Под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 1997.
  78. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд г. Управление – это наука и искусство. М., 1990.
  79. Ховард К., Коротков Э. Принципы менеджмента: Управление в системе цивилизованного предпринимательства: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1996.
  80. Цыгичко В.Н. Руководителю о принятии решений. М., ИНФРА-М. 1996.
  81. Шамкалов Ф.И. Американский менеджмент, Теория и практика. М., 1993.
  82. Шеметов П.В. Практический менеджмент. Новосибирск, 1993.
  83. Шепель В.М. настольная книга бизнесмена и менеджера. М., 1992.
  84. Экономическое управление поведением предприятия. /Под ред. В.П. Панагушина. М.: МАИ, 1996.
  85. Эффективность и мотивация труда /Под ред. А.И. Бычкова и др. Томск, 1991.
  86. Яременко Ю.В. Экономические беседы. Запись С.А. Белановского. М.: Центр исследований и статистики науки, 1999.

(Указанная в программе литература является минимально необ¬ходимой для подготовки к экзамену. Помимо неё студентам рекомен¬дуется пользоваться конспектами лекций, прочитанных по соответст¬вующим разделам, и литературой, указанной в программах к этим курсам.)

2.5. Методические рекомендации по использованию педагогических контрольных материалов.

Государственный экзамен может иметь различные формы. УМО предлагает помимо традиционных форм ответов на вопросы экзаменационных билетов использовать и современных формы компьютерного тестирования, оценки ситуаций и оценки поведения в деловой игре. В этом случае в состав оценочных средств для проведения государственного экзамена по специальности входят:

  • полидисциплинарный тест;
  • комплексные контрольные задания в виде ситуаций или стратегии поведения на рынке.

Полидисциплинарный тест содержит 250 вопросов с вариантами ответов (закрытых тестовых пунктов) по основным общепрофессиональным и специальным дисциплинам учебного плана, выбранными для итоговой аттестации выпускников и в большей мере обеспечивающих оценку соответствия их подготовки требованиям ГОСа.

Тестовые пункты по каждой дисциплине, вошедшие в полидисциплинарный тест, выбирались из монодисциплинарных тестов по каждой дисциплине, используемых для текущей аттестации усвоения этих дисциплин, на основе данных о их среднестатистической различимости и трудности.. Все тестовые пункты итогового экзаменационного теста имеют равные коэффициенты, но ответы ранжированы по степени приближения к истине. Это позволяет делать оценку посредством рейтингового коэффициента и варьировать конечную оценку с учетом особенностей испытываемой группы.

При проведении комплексного междисциплинарного государственного экзамена студентам предлагается пройти тестирование за компьютером. Число вопросов и состав дисциплин можно устанавливать оперативно, но они должны быть одинаковыми для всех испытуемых.

Тестирование можно дополнить анализом конкретной ситуации управления, требующей для ее решения специальных знаний или деловой игрой оценочного типа, показывающей навыки принятия эффективных управленческих решений.

Пример тестов

1. Какую черту Вы назвали бы наиболее типичной для российского варианта менеджмента?

а) Склонность к творчеству и стремление к самостоятельности.
б) Энергичность и предприимчивость.
в) Коммуникабельность и корпоративность.
г) Протекционизм и поручительство.
д) Организованность и дисциплинированность.
е) Осознание полезности.

2. Что необходимо, чтобы полнее учитывать позитивные стороны российского менеджмента?

а) Знать зарубежный опыт, сравнивая его с российским.
б) Научный подход к управлению.
в) Развивать и мотивировать искусство управления.
г) Необходим профессионализм управления.
д) Национально-культурные особенности проявляются сами по себе. Нет смысла их учитывать.
е) Изучать российский опыт.

1. Какой набор из предложенных признаков характеризует особенности стратегического менеджмента.

а) Цель, четкая организация работы, учет человеческого фактора, мониторинг качества продукции.
б) Миссия, внимание к работе с персоналом, отработанное информационное обеспечение, анализ конкурентных преимуществ.
в) Цель, миссия, приоритеты, ориентиры, ограничения.
г) Профессионализм, проект развития, дерево целей, участие в управлении, мотивация.
д) Прогноз, цель, моделирование ситуаций, использование компьютера, анализ рынка.

2. Какое определение миссии Вы считаете наиболее корректным?

а) Миссия - это ситуация, в которой находится организация ( фирма, компания и пр.)
б) Миссия - это цель, которую организация желает достичь.
в) Миссия - это назначение организации в социально-экономической жизни.
г) Миссия - это доминанта развития организации.
д) Миссия - это формула эффективной деятельности организации.

2.6. Методические рекомендации по проведению государственного экзамена

Государственный квалификационный экзамен проводится в 9 семестре (при 5-ти летнем сроке обучения). Перед проведением экзамена проводится цикл консультаций по программе экзамена обычно в объеме 8 – 12 учебных часов.

Варианты контрольных вопросов общедоступны и студенты имеют возможность ознакомиться с ними до начала экзаменов.

Варианты экзаменационных тестовых заданий составляются экзаменационной комиссией, хранятся в запечатанном виде и выдаются студентам непосредственно на экзамене.

Длительность экзамена обычно составляет 4-6 академических часа.

Студентам выдаются экзаменационный тест или билет и контрольное задание в виде ситуации или оценочной деловой игры.

Задание выполняется в специальных экзаменационных тетрадях.

После получения экзаменационного задания экзаменуемый знакомиться с ним и в течение 15 минут уточняет с экзаменатором возникшие неясности.

По истечении срока проведения экзамена, все экзаменационные тетради сдаются экзаменатору. Проверку экзаменационных тетрадей проводит экзаменационная комиссия. Председатель комиссии распределяет работы между членами комиссии.

Экзаменатор, определив оценку работы, проставляет ее в экзаменационной тетрадии и ставит свою подпись. В случае неудовлетворительной оценки или отличной председатель экзаменационной комиссии перепроверяет работу и оценка выставляется за подписью обоих экзаменаторов.

В день объявления результатов государственного экзамена может быть предусмотрена возможность проведения апелляции.

 

Новости | Базовый ВУЗ | Об УМО | Нормативные документы УМО | Контактная информация