Об УМО
Положение и Функции УМО
Президиум УМО
Планы и деятельность УМО
Вузы УМО
ГОСТы специальностей УМО
Документация УМО
Вестник УМО
 
Выпуск 2003 года
 
А.Г. Поршнев
Российская система управленческого образования
Доклад на конференции efmd 19 сентября 2003 г.
Э.М. Коротков
Концепция первого образования менеджера
Н.Б. Филинов
Первая конференция европейского фонда развития менеджмента по высшему управленческому образованию
А.Г. Поршнев
Российская система управленческого образования
Доклад на конференции efmd 19 сентября 2003 г.

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ
ПЕРВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ МЕНЕДЖМЕНТА

А.Г. Поршнев

РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Доклад на конференции efmd 19 сентября 2003 г.

Уважаемые дамы и господа, коллеги!

Позвольте мне начать свое выступление с того, чтобы еще раз приветствовать участников конференции в Москве, столице России. Мы высоко оцениваем решение руководства Европейского фонда развития менеджмента провести ее в нашей стране, на базе нашего Университета.

Мы рассматриваем это как проявление интереса к нашей стране и происходящим в ней процессам преобразований поистине исторического характера, проявление признания нашей высшей школы частью европейского образовательного пространства, опыта и заслуг нашего Университета в становлении и развитии высшего управленческого образования.

Значение менеджмента для экономического развития России

Сегодня развитие экономики нашей страны определяется рядом ключевых факторов. Это конъюнктура мирового рынка, социально-политический климат внутри страны, развитие фундаментальных и прикладных научных исследований. К ним относится и такой фактор как качество менеджмента на уровне отдельных компаний и государственного регулирования - на уровне крупных народнохозяйственных комплексов. Будучи важным в любой экономике, этот фактор приобретает особое значение для экономики переходного типа.

В такой экономике перед предприятиями огромное число фундаментальных проблем, начиная с такой как поиск своего места на рынке, что во многих случаях означает переосмысление содержания бизнеса и перепрофилирование компании. Меняется не просто ситуация на рынке - меняются правила игры, принципы функционирования экономики. Это приводит к тому, что многие управленцы, успешные в условиях существовавшей ранее экономической системы оказываются не готовыми и не способными к эффективной работе в новых условиях. Соответственно, возникает острая потребность в менеджерах новой формации.

Хотелось бы подчеркнуть, что речь идет не только о задаче обеспечения высоких темпов экономического развития. У повышения эффективности менеджмента есть и существенная социальная функция. Нам близка сформулированная в свое время Международной организацией труда позиция, согласно которой наемные работники имеют право не только на охрану труда, отпуска, достойную оплату, но и - вероятно не в последнюю очередь - на эффективный менеджмент, который все это может обеспечить.

Это хорошо понимают в нашей стране. Подготовка специалистов по управлению ведется в настоящее время в сотнях высших учебных заведений. В прошлом году на обучение по экономическим и управленческим специальностям в вузы принято более 130 тысяч выпускников средних школ. По инициативе первого президента России Б.Н. Ельцина уже больше пяти лет в стране реализуется так называемая "Президентская программа" подготовки управленческих кадров, предусматривающая обучение молодых управленцев в российских учебных заведениях и затем их стажировку в родственных по профилю компаниях стран с развитой рыночной экономикой.

Говоря о значении менеджмента для процессов экономического развития России нельзя не сказать об обратном влиянии: о том, как осуществляемые в нашей стране реформы, сказываются на развитии и практики, и теории управления. Общим местом стала метафора, согласно которой время в России периода реформ как бы спрессовано. Один год нашего турбулентного, иногда противоречивого развития равняется 5-10 годам спокойной эволюции в странах с развитой рыночной экономикой. Иначе говоря, Россия, наряду с другими странами Центральной и Восточной Европы сыграла роль огромной социальной и экономической лаборатории, в которой отрабатывались методы осуществления перехода от командно-административной к рыночной организации народного хозяйства, преодоления кризисных последствий такого перехода. С учетом того, насколько сложным и болезненным оказался этот переход для многих миллионов наших сограждан, мы видим свой долг в том, из этого периода нашей истории были извлечены соответствующие уроки. Чтобы, двигаясь во многом методом проб и ошибок, мы на этих ошибках все-таки учились.

Зарождение и развитие управленческого образования в нашей стране

Вероятно, некоторые из наших зарубежных коллег связывают зарождение и развитие менеджмент- и бизнес-образования в нашей стране с началом политико-экономических реформ с 90-х годов прошлого века. Действительно, первые учебные заведения, носящие название "школа бизнеса" и широко заимствующие программные, учебные и методические материалы на Западе, появились именно тогда. А в 2000 году мы отметили 10-летие Российской ассоциации бизнес-образования.

Однако более внимательный исследователь проблем образования, конечно же, отметит, что менеджмент- и бизнес-образование, получившее бурное развитие в последнее десятилетие, возникло не на пустом месте.

Идея "учить управлять", готовить профессиональных управленцев впервые получила в нашей стране общественное признание в середине 60-х годов, в связи с осуществлявшейся тогда реформой системы управления народным хозяйством, сохранявшей, впрочем, ее административно-командный характер. В нашей истории эта реформа связана с именем Алексея Николаевича Косыгина, премьер-министра страны. Видимо, вряд ли стоит обсуждать здесь судьбу этой реформы, однако то, что она дала импульс процессу профессионализации управления, в исторической перспективе несомненно.

В 1965 году в нашем вузе, который тогда назывался Московским инженерно-экономическим институтом, был создан первый так называемый факультет организаторов промышленного производства и строительства. Это было подразделение, ориентированное на повышение квалификации руководителей предприятий, а также тех специалистов, которые проявили определенные организаторские способности и только готовились к выдвижению на управленческие должности. Речь шла о том, чтобы дать им знания и навыки именно в области управления. Затем такие факультеты появились во многих высших учебных заведениях экономического профиля. Развитие системы менеджмент-образования в нашей стране началось, таким образом, с того, что сейчас называют программами послевузовского, дополнительного образования. Время формирования первого высшего образования в области менеджмента пришло почти на десятилетие позже.

В 1974 году в нашем вузе по инициативе ректора профессора Олимпиады Васильевны Козловой была начата подготовка молодых специалистов с высшим образованием по организации управления производством и в 1978, т.е. ровно четверть века назад первые выпускники получили свои профессиональные дипломы управленцев. В эту программу принимались уже не действующие руководители, не специалисты-практики, а молодежь - выпускники средних школ. Это была первая в стране программа высшего образования в области управления. Год спустя, в 1975 году наш вуз стал первым в бывшем СССР специализированным учебным заведением - Московским институтом управления.

Надо сказать, что идея учить молодых людей менеджменту как профессии не сразу получила поддержку в образовательном сообществе. В течение довольно длительного времени наш вуз был единственным в СССР высшим учебным заведением, специализированным на проблемах управления. И хотя сегодня ситуация радикально изменилась и образование в области управления стало , как уже отмечалось, одним из наиболее популярных и востребованных, дискуссии о смысле и содержании первого высшего образования в этой области продолжаются. Собственно, этому и посвящена наша конференция.

Современное состояние менеджмент-образования в России

В 90-е годы, с началом радикальных политико-экономических реформ в нашей стране, цикл развития в определенной степени повторился. Вновь развитие началось с открытия программ и школ переподготовки и повышения квалификации менеджеров практиков. Возникли ныне широко признанные школы дополнительного образования по управлению в Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, в других крупных научно-образовательных центрах.

Сформировалось профессиональное сообщество специалистов в области управления и управленческого образования, выросли научные школы. Только в нашем Университете, полностью специализированном на проблемах управления на 78 кафедрах работают 1235 профессоров и преподавателей. Среди них более 280 докторов наук и профессоров, 720 кандидатов наук и доцентов,12 академиков и членов-корреспондентов Российской академии наук. На 24 факультетах Университета ведется подготовка по 21 специальности и 68 специализациям. В Университете учится свыше 15 тысяч студентов и магистрантов. Второй день работы Конференции будет проходить в стенах нашего Университета, и мы надеемся, что это позволит всем ее зарубежным участникам познакомиться с крупнейшим учебным заведением менеджмент-образования России.

Значительно расширилось и укрепилось общественно-государственное Учебно-методическое объединение вузов России по образованию в области менеджмента, в которое сегодня входит более 400 вузов, возникла и быстро завоевала авторитет как внутри страны, так и за рубежом Российская ассоциация бизнес-образования, в которой - более 100 учебных заведений.

В стране разработан и постоянно обновляется Государственный образовательный стандарт первого образования по менеджменту. Это документ, который содержит комплекс минимальных требований к качеству образования. Создан адекватный потребностям экономики набор специальностей управленческой подготовки, в который входят:

  • Менеджмент
  • Маркетинг
  • Управление персоналом
  • Государственное и муниципальное управление и другие.

Важным этапом в развитии управленческого образования в нашей стране стал проведенный в 1999-2003 году Министерством образования эксперимент по организации подготовки по программе МВА. В результате его в стране создан и получил государственное признание новый для нас вид дополнительного профессионального образования, основанный на широком использовании более чем 40-летнего опыта реализации программ подготовки менеджеров высшей квалификации в Западной Европе. В настоящее время более 30 учебных заведений ведут подготовку по этой программе.

Отдельный вопрос, достаточно остро стоящий в нашей стране - это вопрос о типе программ первого образования по менеджменту. Должны они быть 3-летними бакалаврскими, как это предусмотрено Болонской декларацией, или 5-летними, ведущими к получению диплома специалиста - традиционной для нашей страны квалификации в системе высшего образования. Мы в нашем Университете считаем целесообразным сохранение на ближайшую перспективу 5-летних программ подготовки. Это связано, прежде всего, с тем, что российский рынок труда ориентирован преимущественно на эту квалификацию. Специалисты с дипломом бакалавра воспринимаются им как получившие неполное, незаконченное образование. Кроме того, в условиях коммерциализации образования, есть опасность того, что на пути молодых людей, стремящихся получить образование высшего (магистерского) уровня будут возникать барьеры экономического характера и это скажется на общем уровне и качестве высшего образования, получаемого вступающими в трудовую жизнь новыми поколениями. В то же время мы понимаем и такие связанные с этим проблемы, как интеграция в единое европейское образовательное пространство, которое все более и более приобретает единообразные черты, определяемые Болонской декларацией. И это тоже - одна из центральных проблем, обсуждаемых на нашей конференции.

Предложения по проекту "Руководящих принципов программ первого образования по менеджменту в Европе"

Уважаемые коллеги! Позвольте воспользоваться этим выступлением с тем, чтобы высказать наши предложения по проекту "Руководящих принципов программ первого образования по менеджменту в Европе". Целью настоящего документа, с нашей точки зрения, не должна быть попытка навязывания единых стандартов образования с точки зрения его содержания или формата, а также с точки зрения использования определенных наименований программ и присуждаемых квалификаций. Его задача состоит в том, чтобы в соответствии с идеями Болонской декларации 1999 года способствовать большей прозрачности рынка образовательных услуг для потенциальных студентов и работодателей, академической мобильности преподавателей, исследователей и студентов, повышению качества европейского образования в жизненно важной для экономического и социального развития сфере.

Первое высшее образование в области менеджмента, как нам представляется, имеет главной целью подготовку выпускников к профессиональной деятельности в системах управления различных организаций (государственных и муниципальных, деловых и некоммерческих) в качестве сотрудника функциональных и линейных структур этих систем. Наряду с развитием навыков и компетенций, необходимых для непосредственного выполнения работы в системах управления. Оно должно быть направлено на формирование специфического типа мышления, присущего эффективному менеджеру 21 века и всестороннее развитие выпускника как личности.

В отличие от программ университетского образования в области экономики, психологии, права и в других смежных областях, программы первого образования по менеджменту должны носить дженералистский и междисциплинарный характер. Изучение традиционных академических дисциплин подчинено в них задаче развития знаний и навыков, необходимых для определения стратегии и тактики организации, выработке и реализации наилучших управленческих решений.

В то же время к категории программ первого образования по менеджменту могут быть отнесены те специализированные программы, которые концентрируются на целостных по своей природе проблемах управления в организациях определенного типа (например, государственных, или хозяйственных, финансовых, или промышленных) или в крупных функциональных областях менеджмента, таких как управление человеческими ресурсами, финансами, производством и т.п.

Поскольку программы первого образования являются программами подготовки к профессиональной карьере, их студенты не имеют практического опыта, поэтому их учебные планы должны предусматривать значительный объем практической подготовки и знакомство с реальным опытом управления в организациях соответствующего типа в различных формах.

Уровень степени, присуждаемой выпускникам таких программ, должен быть не ниже бакалавра, открывая перед выпускниками возможность начала профессиональной деятельности.

Первое образование в области менеджмента должно предусматривать три вида подготовки: общекультурную, общепрофессиональную и специальную. Каждый из этих видов определяет структуру личности менеджера. Общекультурная - разделяемые в обществе ценности и установки, общепрофессиональная - теоретические знания (способность прогнозировать и предвидеть), специальная - конкретно-практические знания (способность решать проблемы). Учебный план программы должен обеспечивать широкий охват основных функциональных областей менеджмента: бухгалтерского учета, финансов, маркетинга и сбыта, управления операциями, информационных систем управления, права, управления человеческими ресурсами. Он также должен обеспечивать базовую подготовку по экономике и количественному анализу, гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам.

Программы должны способствовать развитию у своих студентов высокой социальной ответственности и моральных качеств, стремления и умения решать возникающие проблемы в рамках закона, в духе сотрудничества и творческого взаимодействия представителей различных стран, организаций, этнических, религиозных и социальных групп. Учебное заведение, осуществляющее программу подготовки менеджеров должно осознавать высокую меру своей социальной ответственности за подготовку кадров, которые в будущем будут обеспечивать экономическое и социальное развитие своих национальных экономик и единой Европы от Атлантики до Урала, имея в виду, что программы первого образования предоставляют большие возможности для формирования нравственного облика выпускников, чем последующие программы профессиональной переподготовки взрослых.

В условиях глобализации экономики программы первого образования по менеджменту должны адекватно готовить своих выпускников к работе в многоязычной и мультикультурной среде. Для этого студентам должны быть предоставлены возможности обучения/стажировок за рубежом.

Наконец, программы первого образования должны обеспечивать своим выпускникам уровень знаний и навыков, достаточный, с учетом последующего опыта практической работы, для успешного поступления в программы последипломного образования по менеджменту, в том числе в программу МВА.

Уважаемые коллеги! Таковы наши предложения по проекту "Руководящих принципов программ первого образования по менеджменту в Европе". Мы с интересом следим за обсуждением проекта документа и надеемся, что он станет не просто декларацией, а рабочим инструментом для повышения качества образования и развития академического сотрудничества в Европе.

Главная | Новости | УМО | Базовый ВУЗ | Документы УМО | Рекомендации УМО | Контактная информация
[email protected]
Сайт разработан Центром Новых Информационных Технологий ГУУ, 2003г.