МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ
ПЕРВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ МЕНЕДЖМЕНТА
А.Г. Поршнев
РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Доклад на конференции efmd 19 сентября 2003 г.
Уважаемые дамы и господа, коллеги!
Позвольте мне начать свое выступление с того, чтобы еще раз приветствовать участников конференции в Москве, столице России. Мы высоко оцениваем решение руководства Европейского фонда развития менеджмента провести ее в нашей стране, на базе нашего Университета.
Мы рассматриваем это как проявление интереса к нашей стране и происходящим в ней процессам преобразований поистине исторического характера, проявление признания нашей высшей школы частью европейского образовательного пространства, опыта и заслуг нашего Университета в становлении и развитии высшего управленческого образования.
Значение менеджмента для экономического развития России
Сегодня развитие экономики нашей страны определяется рядом ключевых факторов. Это конъюнктура мирового рынка, социально-политический климат внутри страны, развитие фундаментальных и прикладных научных исследований. К ним относится и такой фактор как качество менеджмента на уровне отдельных компаний и государственного регулирования - на уровне крупных народнохозяйственных комплексов. Будучи важным в любой экономике, этот фактор приобретает особое значение для экономики переходного типа.
В такой экономике перед предприятиями огромное число фундаментальных проблем, начиная с такой как поиск своего места на рынке, что во многих случаях означает переосмысление содержания бизнеса и перепрофилирование компании. Меняется не просто ситуация на рынке - меняются правила игры, принципы функционирования экономики. Это приводит к тому, что многие управленцы, успешные в условиях существовавшей ранее экономической системы оказываются не готовыми и не способными к эффективной работе в новых условиях. Соответственно, возникает острая потребность в менеджерах новой формации.
Хотелось бы подчеркнуть, что речь идет не только о задаче обеспечения высоких темпов экономического развития. У повышения эффективности менеджмента есть и существенная социальная функция. Нам близка сформулированная в свое время Международной организацией труда позиция, согласно которой наемные работники имеют право не только на охрану труда, отпуска, достойную оплату, но и - вероятно не в последнюю очередь - на эффективный менеджмент, который все это может обеспечить.
Это хорошо понимают в нашей стране. Подготовка специалистов по управлению ведется в настоящее время в сотнях высших учебных заведений. В прошлом году на обучение по экономическим и управленческим специальностям в вузы принято более 130 тысяч выпускников средних школ. По инициативе первого президента России Б.Н. Ельцина уже больше пяти лет в стране реализуется так называемая "Президентская программа" подготовки управленческих кадров, предусматривающая обучение молодых управленцев в российских учебных заведениях и затем их стажировку в родственных по профилю компаниях стран с развитой рыночной экономикой.
Говоря о значении менеджмента для процессов экономического развития России нельзя не сказать об обратном влиянии: о том, как осуществляемые в нашей стране реформы, сказываются на развитии и практики, и теории управления. Общим местом стала метафора, согласно которой время в России периода реформ как бы спрессовано. Один год нашего турбулентного, иногда противоречивого развития равняется 5-10 годам спокойной эволюции в странах с развитой рыночной экономикой. Иначе говоря, Россия, наряду с другими странами Центральной и Восточной Европы сыграла роль огромной социальной и экономической лаборатории, в которой отрабатывались методы осуществления перехода от командно-административной к рыночной организации народного хозяйства, преодоления кризисных последствий такого перехода. С учетом того, насколько сложным и болезненным оказался этот переход для многих миллионов наших сограждан, мы видим свой долг в том, из этого периода нашей истории были извлечены соответствующие уроки. Чтобы, двигаясь во многом методом проб и ошибок, мы на этих ошибках все-таки учились.
Зарождение и развитие управленческого образования в нашей стране
Вероятно, некоторые из наших зарубежных коллег связывают зарождение и развитие менеджмент- и бизнес-образования в нашей стране с началом политико-экономических реформ с 90-х годов прошлого века. Действительно, первые учебные заведения, носящие название "школа бизнеса" и широко заимствующие программные, учебные и методические материалы на Западе, появились именно тогда. А в 2000 году мы отметили 10-летие Российской ассоциации бизнес-образования.
Однако более внимательный исследователь проблем образования, конечно же, отметит, что менеджмент- и бизнес-образование, получившее бурное развитие в последнее десятилетие, возникло не на пустом месте.
Идея "учить управлять", готовить профессиональных управленцев впервые получила в нашей стране общественное признание в середине 60-х годов, в связи с осуществлявшейся тогда реформой системы управления народным хозяйством, сохранявшей, впрочем, ее административно-командный характер. В нашей истории эта реформа связана с именем Алексея Николаевича Косыгина, премьер-министра страны. Видимо, вряд ли стоит обсуждать здесь судьбу этой реформы, однако то, что она дала импульс процессу профессионализации управления, в исторической перспективе несомненно.
В 1965 году в нашем вузе, который тогда назывался Московским инженерно-экономическим институтом, был создан первый так называемый факультет организаторов промышленного производства и строительства. Это было подразделение, ориентированное на повышение квалификации руководителей предприятий, а также тех специалистов, которые проявили определенные организаторские способности и только готовились к выдвижению на управленческие должности. Речь шла о том, чтобы дать им знания и навыки именно в области управления. Затем такие факультеты появились во многих высших учебных заведениях экономического профиля. Развитие системы менеджмент-образования в нашей стране началось, таким образом, с того, что сейчас называют программами послевузовского, дополнительного образования. Время формирования первого высшего образования в области менеджмента пришло почти на десятилетие позже.
В 1974 году в нашем вузе по инициативе ректора профессора Олимпиады Васильевны Козловой была начата подготовка молодых специалистов с высшим образованием по организации управления производством и в 1978, т.е. ровно четверть века назад первые выпускники получили свои профессиональные дипломы управленцев. В эту программу принимались уже не действующие руководители, не специалисты-практики, а молодежь - выпускники средних школ. Это была первая в стране программа высшего образования в области управления. Год спустя, в 1975 году наш вуз стал первым в бывшем СССР специализированным учебным заведением - Московским институтом управления.
Надо сказать, что идея учить молодых людей менеджменту как профессии не сразу получила поддержку в образовательном сообществе. В течение довольно длительного времени наш вуз был единственным в СССР высшим учебным заведением, специализированным на проблемах управления. И хотя сегодня ситуация радикально изменилась и образование в области управления стало , как уже отмечалось, одним из наиболее популярных и востребованных, дискуссии о смысле и содержании первого высшего образования в этой области продолжаются. Собственно, этому и посвящена наша конференция.
Современное состояние менеджмент-образования в России
В 90-е годы, с началом радикальных политико-экономических реформ в нашей стране, цикл развития в определенной степени повторился. Вновь развитие началось с открытия программ и школ переподготовки и повышения квалификации менеджеров практиков. Возникли ныне широко признанные школы дополнительного образования по управлению в Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, в других крупных научно-образовательных центрах.
Сформировалось профессиональное сообщество специалистов в области управления и управленческого образования, выросли научные школы. Только в нашем Университете, полностью специализированном на проблемах управления на 78 кафедрах работают 1235 профессоров и преподавателей. Среди них более 280 докторов наук и профессоров, 720 кандидатов наук и доцентов,12 академиков и членов-корреспондентов Российской академии наук. На 24 факультетах Университета ведется подготовка по 21 специальности и 68 специализациям. В Университете учится свыше 15 тысяч студентов и магистрантов. Второй день работы Конференции будет проходить в стенах нашего Университета, и мы надеемся, что это позволит всем ее зарубежным участникам познакомиться с крупнейшим учебным заведением менеджмент-образования России.
Значительно расширилось и укрепилось общественно-государственное Учебно-методическое объединение вузов России по образованию в области менеджмента, в которое сегодня входит более 400 вузов, возникла и быстро завоевала авторитет как внутри страны, так и за рубежом Российская ассоциация бизнес-образования, в которой - более 100 учебных заведений.
В стране разработан и постоянно обновляется Государственный образовательный стандарт первого образования по менеджменту. Это документ, который содержит комплекс минимальных требований к качеству образования. Создан адекватный потребностям экономики набор специальностей управленческой подготовки, в который входят:
- Менеджмент
- Маркетинг
- Управление персоналом
- Государственное и муниципальное управление и другие.
Важным этапом в развитии управленческого образования в нашей стране стал проведенный в 1999-2003 году Министерством образования эксперимент по организации подготовки по программе МВА. В результате его в стране создан и получил государственное признание новый для нас вид дополнительного профессионального образования, основанный на широком использовании более чем 40-летнего опыта реализации программ подготовки менеджеров высшей квалификации в Западной Европе. В настоящее время более 30 учебных заведений ведут подготовку по этой программе.
Отдельный вопрос, достаточно остро стоящий в нашей стране - это вопрос о типе программ первого образования по менеджменту. Должны они быть 3-летними бакалаврскими, как это предусмотрено Болонской декларацией, или 5-летними, ведущими к получению диплома специалиста - традиционной для нашей страны квалификации в системе высшего образования. Мы в нашем Университете считаем целесообразным сохранение на ближайшую перспективу 5-летних программ подготовки. Это связано, прежде всего, с тем, что российский рынок труда ориентирован преимущественно на эту квалификацию. Специалисты с дипломом бакалавра воспринимаются им как получившие неполное, незаконченное образование. Кроме того, в условиях коммерциализации образования, есть опасность того, что на пути молодых людей, стремящихся получить образование высшего (магистерского) уровня будут возникать барьеры экономического характера и это скажется на общем уровне и качестве высшего образования, получаемого вступающими в трудовую жизнь новыми поколениями. В то же время мы понимаем и такие связанные с этим проблемы, как интеграция в единое европейское образовательное пространство, которое все более и более приобретает единообразные черты, определяемые Болонской декларацией. И это тоже - одна из центральных проблем, обсуждаемых на нашей конференции.
Предложения по проекту "Руководящих принципов программ первого образования по менеджменту в Европе"
Уважаемые коллеги! Позвольте воспользоваться этим выступлением с тем, чтобы высказать наши предложения по проекту "Руководящих принципов программ первого образования по менеджменту в Европе". Целью настоящего документа, с нашей точки зрения, не должна быть попытка навязывания единых стандартов образования с точки зрения его содержания или формата, а также с точки зрения использования определенных наименований программ и присуждаемых квалификаций. Его задача состоит в том, чтобы в соответствии с идеями Болонской декларации 1999 года способствовать большей прозрачности рынка образовательных услуг для потенциальных студентов и работодателей, академической мобильности преподавателей, исследователей и студентов, повышению качества европейского образования в жизненно важной для экономического и социального развития сфере.
Первое высшее образование в области менеджмента, как нам представляется, имеет главной целью подготовку выпускников к профессиональной деятельности в системах управления различных организаций (государственных и муниципальных, деловых и некоммерческих) в качестве сотрудника функциональных и линейных структур этих систем. Наряду с развитием навыков и компетенций, необходимых для непосредственного выполнения работы в системах управления. Оно должно быть направлено на формирование специфического типа мышления, присущего эффективному менеджеру 21 века и всестороннее развитие выпускника как личности.
В отличие от программ университетского образования в области экономики, психологии, права и в других смежных областях, программы первого образования по менеджменту должны носить дженералистский и междисциплинарный характер. Изучение традиционных академических дисциплин подчинено в них задаче развития знаний и навыков, необходимых для определения стратегии и тактики организации, выработке и реализации наилучших управленческих решений.
В то же время к категории программ первого образования по менеджменту могут быть отнесены те специализированные программы, которые концентрируются на целостных по своей природе проблемах управления в организациях определенного типа (например, государственных, или хозяйственных, финансовых, или промышленных) или в крупных функциональных областях менеджмента, таких как управление человеческими ресурсами, финансами, производством и т.п.
Поскольку программы первого образования являются программами подготовки к профессиональной карьере, их студенты не имеют практического опыта, поэтому их учебные планы должны предусматривать значительный объем практической подготовки и знакомство с реальным опытом управления в организациях соответствующего типа в различных формах.
Уровень степени, присуждаемой выпускникам таких программ, должен быть не ниже бакалавра, открывая перед выпускниками возможность начала профессиональной деятельности.
Первое образование в области менеджмента должно предусматривать три вида подготовки: общекультурную, общепрофессиональную и специальную. Каждый из этих видов определяет структуру личности менеджера. Общекультурная - разделяемые в обществе ценности и установки, общепрофессиональная - теоретические знания (способность прогнозировать и предвидеть), специальная - конкретно-практические знания (способность решать проблемы). Учебный план программы должен обеспечивать широкий охват основных функциональных областей менеджмента: бухгалтерского учета, финансов, маркетинга и сбыта, управления операциями, информационных систем управления, права, управления человеческими ресурсами. Он также должен обеспечивать базовую подготовку по экономике и количественному анализу, гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам.
Программы должны способствовать развитию у своих студентов высокой социальной ответственности и моральных качеств, стремления и умения решать возникающие проблемы в рамках закона, в духе сотрудничества и творческого взаимодействия представителей различных стран, организаций, этнических, религиозных и социальных групп. Учебное заведение, осуществляющее программу подготовки менеджеров должно осознавать высокую меру своей социальной ответственности за подготовку кадров, которые в будущем будут обеспечивать экономическое и социальное развитие своих национальных экономик и единой Европы от Атлантики до Урала, имея в виду, что программы первого образования предоставляют большие возможности для формирования нравственного облика выпускников, чем последующие программы профессиональной переподготовки взрослых.
В условиях глобализации экономики программы первого образования по менеджменту должны адекватно готовить своих выпускников к работе в многоязычной и мультикультурной среде. Для этого студентам должны быть предоставлены возможности обучения/стажировок за рубежом.
Наконец, программы первого образования должны обеспечивать своим выпускникам уровень знаний и навыков, достаточный, с учетом последующего опыта практической работы, для успешного поступления в программы последипломного образования по менеджменту, в том числе в программу МВА.
Уважаемые коллеги! Таковы наши предложения по проекту "Руководящих принципов программ первого образования по менеджменту в Европе". Мы с интересом следим за обсуждением проекта документа и надеемся, что он станет не просто декларацией, а рабочим инструментом для повышения качества образования и развития академического сотрудничества в Европе.
|