Об УМО
Положение и Функции УМО
Президиум УМО
Планы и деятельность УМО
Вузы УМО
ГОСТы специальностей УМО
Документация УМО
Вестник УМО
 
Выпуск 2003 года
 
А.Г. Поршнев
Российская система управленческого образования
Доклад на конференции efmd 19 сентября 2003 г.
Э.М. Коротков
Концепция первого образования менеджера
Н.Б. Филинов
Первая конференция европейского фонда развития менеджмента по высшему управленческому образованию
Н.Б. Филинов
Первая конференция европейского фонда развития менеджмента по высшему управленческому образованию

Н.Б. Филинов

ПЕРВАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ФОНДА РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
ПО ВЫСШЕМУ УПРАВЛЕНЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Во время проведения летом 2002 года в столице Таиланда Бангкоке Глобального форума по управленческому образованию состоялась встреча ректора Государственного университета управления члена-корреспондента РАН А.Г. Поршнева с руководителями Европейского фонда развития менеджмента (efmd) - Президентом Дж. ван Шаиком и Генеральным директором Э. Корнуэллом. Обсуждались общие вопросы сотрудничества ГУУ с этой ведущей европейской профессиональной ассоциацией специалистов в области управленческого образования и консультирования. Было принято также одно частное решение: провести первую конференцию efmd, посвященную проблемам первого высшего образования в области менеджмента в России, в Москве, в Государственном университете управления.

Европейский фонд развития менеджмента - неправительственная организация, созданная в 1975 году и объединяющая на сегодня более 400 учебных заведений бизнес- и управленческого образования, а также компаний, активно занимающихся проблемами совершенствования и развития управления. В составе фонда - Лондонская и Манчестерская школы бизнеса, INSEAD (Франция), IMD (Швейцария), IESE (Испания), Академия предпринимательства и менеджмента Леона Козминского (Польша), Школа менеджмента Бледа (Словения) и другие ведущие европейские центры управленческого образования. Штаб-квартира efmd находится в Брюсселе.

Государственный университет управления присоединился к efmd в начале 90-х годов теперь уже прошлого века, сначала в качестве ассоциированного, а затем и полноправного члена организации. Российское присутствие в efmd было инициировано созданными в начале 90-х учебными заведениями нового типа - школами бизнеса. Особую роль сыграла в этих контактах международная школа бизнеса МГИМО и ее первый руководитель А.Б. Мануковский, входивший в состав совета Европейского фонда от России. В настоящее время в состав efmd от нашей страны входят: Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, ГУУ, Высшая школа экономики (ассоциированный член), Международная школа менеджмента ЛЭТИ-Лованиум, МИРБИС, Международная школа бизнеса Российской экономической академия имени Г.В. Плеханова (ассоциированный член), Корпоративный университет группы Северсталь. Кроме того, есть отношения и на общенациональном уровне: Российская ассоциация бизнес-образования поддерживает регулярные связи с Европейским фондом. Необходимо отметить что отношения между efmd и российским профессиональным сообществом бизнес-образования прошли через различные этапы своего развития. Был этап сильного взаимного стремления и интереса, которые многие коллеги связывали с именем Генерального директора efmd госпожи Гэй Хаскинс, была памятная конференция в Подмосковье в совхозе "Московский". Был этап замедления контактов и обменов, был (и, видимо, для многих продолжается) этап разочарования, связанный с тем, что несмотря на значительные усилия все российские учебные заведения оказались за бортом аккредитации EQUIS. Некоторые из них, как, например, Школа бизнеса МГУ под руководством О.С. Виханского, даже демонстративно вышли из состава Европейского фонда. Отметим здесь, что, по-видимому, имеет место некоторая переоценка значения аккредитационной функции международных профессиональных объединений. Некоторые учебные заведения поспешили вступить в другие организации, которые предъявляют, так скажем, более реалистические требования в качестве условий осуществления негосударственной профессиональной аккредитации. В то же время, сам Европейский фонд, рассматривая аккредитацию EQUIS как "исключительно удачный проект", в то же время рассматривает перспективы дистанцирования от этой формы работы, передачи ее отдельным специализированным агентствам (Дж. ван Шаик).

Отношения нашего университета с efmd развивались более ровно, что с точки зрения фундаментальных причин, было обусловлено тем, что основной акцент в деятельности Европейского фонда был традиционно сделан на тех программах, которые у нас относятся к сфере дополнительного образования и, в общем, действительно служат дополнением к основной сфере деятельности ГУУ - первому высшему образованию в широко понимаемой области менеджмента. Ученые и руководители Университета регулярно участвовали в конференциях efmd, выступали на них с докладами, безусловно, полезной была получаемая от фонда информация о новейших тенденциях в Европейском и мировом управленческом образовании, мероприятия фонда создавали хорошие возможности для установления контактов с нашими зарубежными коллегами.

Однако в последние 2 года efmd проявил значительный интерес к сфере первого управленческого образования. Почему эти программы, долгое время находившиеся, образно говоря, в тени других, более именитых и финансово более значимых, стали актуальной проблемой - отдельный вопрос. Представляется, что здесь сказалось действие нескольких факторов.

Во-первых, и это стало уже общим местом, управленческое образование, рассматриваемое в глобальном масштабе, переживает кризис. Об этом, в частности, много говорилось и на Глобальном форуме по управленческому образованию в Бангкоке. Здесь и проблемы фундаментальности подготовки, и проблемы воспитания в учебных заведениях социально ответственных менеджеров, проблемы финансирования и кадрового обеспечения образования. В попытке решения этих проблем существенная роль отводится расширению социальной базы управленческого образования, а, стало быть, более активное обращение к его первой, до-опытной ступени.

Во-вторых, остается все меньше времени до 2010 года, когда, согласно подписанной министрами образования европейских стран т.н. Болонской декларации должна быть достигнута гармонизация национальных систем высшего образования в Европе. (Кстати, забегая вперед, отметим, что именно в дни работы конференции к Болонской декларации присоединилась и Российская Федерация). Требования такой гармонизации, переход на двухуровневую систему квалификаций в высшем образовании ставит сложные задачи перед всеми видами образования - инженерным, филологическим и т.п., однако управленческое образование здесь оказывается в особенном положении. Дело в том, что это новое направление образования. Программы, ведущие к получению степени, скажем, бакалавра в управлении бизнесом значительно "моложе" программ обучения на степень бакалавра искусств или науки. Их содержание, общественная роль, миссия не вполне устоялись. Памятные многим ученым и преподавателям старшего поколения дискуссии, возникшие в советской высшей школе при открытии подготовки по управленческим специальностям, на самом деле в той или иной форме продолжаются во многих европейских странах. Поэтому идея их продолжения на общеевропейском уровне оказывается весьма привлекательной.

Наконец, в-третьих, программы первого управленческого образования, подпадая под более жесткое, по сравнению с программами дополнительного образования, регулирование национальных образовательных систем и стандартов, обладая меньшим финансовым потенциалом, оказались в арьергарде процесса интернационализации управленческого образования. Доли иностранных студентов и преподавателей в них повсеместно заметно ниже, чем в программах типа МВА. В то же время процессы глобализации экономики настоятельно требуют интернационализации обучения, развития у студентов не только языковых, но и кросс-культурных компетенций. Развитие сети академического сотрудничества между учебными заведениями разных стран могло бы существенно этому способствовать.

В явном виде подобные соображения впервые в рамках Европейского фонда были сформулированы тогдашним руководителем департамента по работе со школами бизнеса Н. Хилькема в 2001 году. Тогда же в Брюсселе состоялось первое небольшое совещание представителей учебных заведений-членов efmd по этой проблематике. Несмотря на то, что российскую высшую школу на том первом совещании представляла только Высшая школа экономики, достаточно быстро обнаружилось, что, в то время как в отношении программ дополнительного образования и, прежде всего, программ типа МВА, наши учебные заведения находятся в целом в положении догоняющих по отношению к ведущим европейским школам, в сфере первого высшего образования положение в значительной степени иное. Построенная на общих богатых традициях российской высшей школы, наша система высшего управленческого образования с точки зрения методического опыта представляет несомненный интерес для зарубежных коллег. В 2002 году efmd формирует рабочую группу по проблемам первого управленческого образования, в которую входят: Директор департамента Европейского фонда развития менеджмента по работе с учебными заведениями Г. Хубрехтс, С. Мэрдок (Высшая коммерческая школа Руана, Франция), М. Джаклич (Экономический факультет Люблянского университета, Словения), А.Л. Цервера (Школа бизнеса и маркетинга ESIC, Мадрид, Испания), Н.Б Филинов (Государственный университет управления, Москва, Россия). Перед рабочей группой была поставлена задача подготовить первую конференцию efmd по вопросам первого высшего управленческого образования. Местом проведения такой конференции была выбрана Москва.

Надо сказать, что Европейский фонд развития менеджмента вообще никогда ранее не проводил своих мероприятий в нашей стране. Существовал план проведения в Санкт-Петербурге большой годичной конференции efmd, но случился дефолт 1998 года и конференцию отменили. Теперь же речь шла о совещании европейских экспертов по управленческому образованию, посвященном не проблемам его совершенствования в России, странах СНГ, или же в странах с переходной экономикой. Речь шла о Европе в целом, как любил в свое время говорить Президент Франции Шарль де Голль - о Европе от Атлантики до Урала.

Тема (девиз) конференции была сформулирована так: "На пути к прозрачному разнообразию". Задача конференции - дать возможность представителям ведущих центров подготовки молодых менеджеров европейских стран сопоставить свои национальные модели этого образования, попытаться понять, как оно меняется в условиях реформирования всей европейской системы образования в рамках Болонского процесса. Такая постановка задачи актуальна для наших зарубежных коллег. Следует отметить, что, если в системе дополнительного к высшему образования в области менеджмента все более или менее устоялось и определилось в том смысле, что в большинстве европейских стран в качестве модели основной формы такого образования выступает программа МВА, то в сфере первого высшего образования по менеджменту работа по гармонизации национальных подходов только начинается.

Рабочей группой была подготовлена концепция проведения конференции, включающая три основных цели:

  • предоставление участникам возможностей для установления профессиональных контактов с зарубежными коллегами;
  • обмен передовым опытом, новыми интересными методами и приемами обучения в подготовке профессиональных управленцев из вчерашних школьников;
  • и, наконец, подготовка документа, определяющего общеевропейское понимание того, что такое первое высшее управленческое образование, какова его общественная миссия, каковы основные требования, предъявляемые к такого рода программам.

В качестве прототипа проекта итогового документа конференции были взяты известные профессионалам "Европейские руководящие принципы программ МВА" ("European MBA Guidelines"), одобренные Европейским объединением национальных органов аккредитации программ МВА - EQUAL. (В EQUAL Россию представляет Российская ассоциация бизнес-образования).

Первоначально предполагалось также проведение общеевропейского исследования характера и содержания программ первой ступени высшего образования, однако в последствии было решено воспользоваться результатами ранее осуществленного в ЕС проекта гармонизации учебных планов TUNING, представитель руководства которого был приглашен участвовать в московской конференции.

Конференция прошла 18-20 сентября 2003 года. Первые два дня - в гостинице Мариотт, а заключительный день - в Государственном университете управления. В конференции приняли участие деканы и руководители программ из высших учебных заведений, представляющих 14 стран континента и представители ведущих специализированных Вузов России - ГУУ, Высшей школы экономики, Факультета менеджмента СПбГУ, Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Всего в конференции приняли участи более 50 специалистов.

На конференции выступили: руководитель Европейского проекта по гармонизации учебных планов TUNING П. Остергаард (Дания), Директор департамента Европейского фонда развития менеджмента по работе с учебными заведениями Грит Хубрехтс, ректор Государственного университета управления (Москва) член-корреспондент РАН А.Г. Поршнев, С. Мэрдок (Высшая коммерческая школа Руана, Франция), М. Джаклич (Экономический факультет Люблянского университета, Словения), К. Пон (Высшая коммерческая школа Сент-Этьена, Франция), А.Л. Цервера (Школа бизнеса и маркетинга ESIC, Испания), В. Шоэльхаммер (Университет прикладных наук Пфорцхайма, Германия) и другие.

В программе конференции интересную роль сыграла сессия 20 сентября ГУУ. На ней была организована т.н. "панельная дискуссия" по проблеме релевантности программ первого образования в области менеджмента с участием представителей двух сторон: недавних выпускников таких программ и представителей крупного бизнеса - т.е. работодателей и заказчиков. В дискуссии приняли участие представители таких компаний, как ГАЗПРОМ и IBS. Выпускники рассказали о своем опыте начала практической деятельности, о том, в какой мере они оказались к ней подготовленными по окончании учебы, чего, им не хватало. Представители же бизнеса рассказали о том, чего они ожидают от принимаемых ими на работу выпускников программ первого высшего образования по менеджменту (т.е. имеющих по диплому квалификацию "менеджер"), как они их используют, в какой мере они удовлетворены их подготовкой. Дискуссия на конференции по проекту итогового документа была оживленной, однако в окончательной версии он все же не был принят. Сформированы многочисленные предложения к проекту, по просьбе efmd подготовленному в EQUAL. Значительная часть внесенных на конференции предложений касалась определения областей компетенции выпускников программ первого высшего образования по менеджменту. Интересная дискуссия развернулась по вопросу о необходимости практической подготовки (организации практики) студентов программ первого образования по менеджменту. С одной стороны, программы до-опытного образования должны познакомить студентов с реалиями бизнеса и управления, подготовить их к практической деятельности. С другой, специфика менеджмента, как области деятельности, такова, что вряд ли возможно рассчитывать на то, что студент-практикант получит доступ к принятию управленческих решений, что составляет ее сердцевину. Поэтому, как об этом рассказывали некоторые участники конференции, в ряде европейских университетов не считают целесообразным организацию практики для студентов программ по менеджменту, особенно в связи с переходом на т.н. болонскую систему 3+2, что для многих стран означает сокращение сроков получения первого уровня высшего образования.

Еще одно дополнение к проекту, поддержанное участниками конференции, было особенно приятно российским участникам. По предложению Б.З. Мильнера (ГУУ) было принято решение о том, чтобы назвать итоговый документ конференции "Московской декларацией". Теперь проект будет дорабатываться рабочей группой efmd по первому образованию и затем представляться на рассмотрение в EQUAL. В целом, несмотря на то, что участники конференции не увезли с собой окончательный текст итогового документа, общее мнение состоит в полезности проделанной работы и необходимости придать подобным встречам специалистов, занимающихся первым образованием, регулярный характер. В 2004 году такую конференцию намечено провести в Словении, на базе экономического факультета Люблянского университета.

Главная | Новости | УМО | Базовый ВУЗ | Документы УМО | Рекомендации УМО | Контактная информация
[email protected]
Сайт разработан Центром Новых Информационных Технологий ГУУ, 2003г.