Об УМО
Положение и Функции УМО
Президиум УМО
Планы и деятельность УМО
Вузы УМО
ГОСТы специальностей УМО
 
Перечень специализаций
Аннотированный перечень магистерских программ направления 080500.68 “Менеджмент”
Государственные образовательные стандарты
 
Cпециальность 061000 - Государственное и муниципальное управление
Специальность 061100 - Менеджмент организации
Специальность 061500 – Маркетинг
Специальность 062100 – Управление персоналом
Направление 521500 - Менеджмент
Направление 521500 – Магистр Менеджмента
Документация УМО
Вестник УМО
Версия для печати. Документ Word. Версия для печати
Направление 521500 – Магистр Менеджмента

Министерство образования Российской Федерации

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
образования Российской Федерации
____________ В.Д. Шадриков
«____»____________2000 г.

Номер Государственной регистрации

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

Направление 521500 – Менеджмент

Степень (квалификация) Магистр Менеджмента

Вводится с момента утверждения

Москва, 2000 г.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ 521500 – Менеджмент

1.1. Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации.

1.2. Степень (квалификация) выпускника - магистр менеджмента.

Нормативный срок освоения образовательной программы подготовки магистра по направлению 521500 - Менеджмент при очной форме обучения 2 года.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника.

Магистр менеджмента должен быть подготовлен к эффективной профессиональной научно-исследовательской, педагогической и аналитической деятельности в области управления организациями различной формы собственности и в функциональных областях менеджмента, таких как управление человеческими ресурсами, маркетинг, логистика и др. Основными видами его деятельности являются: проведение научных и прикладных исследований, преподавание дисциплин, относящихся к направлению «Менеджмент», ведение аналитической и консультационной работы в области менеджмента.

Сферами профессиональной деятельности магистра менеджмента являются научно-исследовательские организации, консультационные фирмы, средние специальные и высшие учебные заведения, аналитические подразделения учреждений и организаций.

1.4. Возможности продолжения образования.

Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре по профильным научным специальностям согласно перечню Номенклатуры специальностей научных работников.

Перечень магистерских программ и их аннотации разрабатываются Учебно-методическими объединениями и утверждаются Федеральным советом по подготовке специалистов в области экономики и управления.

Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению Ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА, И УСЛОВИЯ КОНКУРСНОГО ОТБОРА

2.1. Лица, желающие освоить образовательную программу подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.

2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра или специалиста, зачисляются на образовательную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению 521500 – Менеджмент.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521500 – МЕНЕДЖМЕНТ

3.1. Образовательная программа подготовки магистра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных (научно-исследовательской и научно-педагогической) практик и программы научно-исследовательской работы.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом. По направлению разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.

3.3. Образовательная программа подготовки магистра состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Образовательная программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру:

  • цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной подготовки;
  • цикл СДМ - специальных дисциплин магистерской подготовки;
  • НИРМ - научная (научно-исследовательская и (или) научно-педагогическая) работа магистра;
  • ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.

3.5. Содержание регионального (вузовского) компонента образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521500 – МЕНЕДЖМЕНТ

Индекс Наименование дисциплин Всего часов
1 2 3
ДНМ.00 Дисциплины направления

в т.ч.:

1134
  1) Федеральный компонент 700
ДНМ.01

Современные проблемы науки

Современные проблемы менеджмента

Экономические аспекты управленческой деятельности

Правовые основы управленческой деятельности

Методы стратегического менеджмента

Организационное поведение

Финансовый менеджмент

Маркетинг

Логистика

 
ДНМ.02

История и методология науки

Организация исследовательской деятельности

Методы социологических и прикладных исследований

 
ДНМ.03

Математические методы и компьютерные

технологии в науке и образовании

Математические модели в теории управления и исследование операций

Информационные ресурсы и технологии в менеджменте

 
ДНМ.04

2) Региональный (вузовский) компонент

Дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом)

Дисциплины по выбору студента

434
СДМ.00

Специальные дисциплины

Состав и содержание специальных дисциплин определяется требованиями специализации магистра при реализации конкретной магистерской программы

900
НИРМ.00

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская практика

Научно-педагогическая практика

Подготовка магистерской диссертации

2034
ИГАМ.00

Итоговая государственная аттестация,

в том числе защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации)

3 недели
 

Итого часов всего:

4068

5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521500 – МЕНЕДЖМЕНТ

5.1. Срок освоения образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения – 104 недели, в том числе:

  • Теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные работы, подготовку выпускной квалификационной работы, а также экзаменационные сессии - 73 недели
  • Практики - Не менее 14 недель
    включая:
    • научно-исследовательскую практику - Не менее 10 недель
    • научно-педагогическую практику - Не менее 4 недель
  • Итоговая государственная аттестация, включая защиту выпускной квалификационной работы - Не менее 3 недель
  • Каникулы (включая 4 недели после дипломного отпуска) - Не менее 14 недель

5.2. Сроки освоения образовательной программы подготовки магистра на очно-заочной (вечерней) и заочной форме обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения, увеличиваются на полгода относительно нормативного срока, установленного п. 1.2. настоящего государственного образовательного стандарта.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период образовательной подготовки магистра – 14 часов в неделю. При этом в указанный объем не входит обязательные и практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 –10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521500 – МЕНЕДЖМЕНТ

6.1. Требования к разработке специализированной программы подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает специализированную программу подготовки магистров, реализуемую вузом на основе настоящего государственного образовательного стандарта магистра.

Дисциплины «по выбору» являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).

В период действия данного документа Перечень магистерских программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.

Требования к научно-исследовательской части программы:

  • научно-исследовательская часть программы должна состоять из ряда взаимосвязанных исследовательских проектов, которые в конечном итоге обобщаются в магистерской диссертации;
  • программа научно-исследовательской деятельности должна обеспечить освоение студентами навыков поиска, обработки и анализа информации, включая использование современных информационных технологий (электронные базы данных, Интернет, и пр.);
  • научно-исследовательская работа должна, помимо теоретической компоненты, включать анализ различных аспектов деятельности реальных организаций.

Виды научно-исследовательской работы определяются вузом в соответствии с профилем магистерской программы.

6.1.2. При реализации специализированной программы высшее учебное заведение имеет право:

  • изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин - в пределах 5% при условии выполнения требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте;
  • предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий физической культурой в объеме 2-4 часа в неделю;
  • осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания дисциплин, определяемых настоящим документом.

6.2. Требования к условиям реализации образовательной программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.

6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с участием научного руководителя магистранта и научного руководителя магистерской программы с учетом пожеланий магистранта. Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом факультета.

6.2.2. Реализация специализированной программы магистра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и необходимую квалификацию (степень), систематически заниматься научно-исследовательской и научно-методической деятельностью.

6.2.3. Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебно-методической документацией по всем видам учебных занятий - лекциям, семинарам, практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а к моменту аттестации направления — уровень обеспеченности учебно-методической литературой должен быть не менее 0,5 экземпляра на 1 студента дневного отделения.

Реализация образовательной программы магистра должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, а также наглядным пособиям, аудио-, видео- и мультимедийным материалам.

6.2.4. Высшее учебное заведение, реализующее образовательную программу магистра, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом и соответствующей действующим санитарно-техническим нормам.

6.2.5. Научно-исследовательская практика осуществляется в форме проведения реального исследовательского проекта, который может быть связан как с разработкой теоретического направления (метода, методики, модели и пр.), так и с изучением реальных организаций (например, в рамках консультационного проекта, проекта по разработке стратегии и т.д.). Результаты научно-исследовательской практики должны быть оформлены в письменном виде. В случае, если проект выполняется группой, в отчете о практике должен быть указан конкретный вклад каждого из участников проекта.

Педагогическая практика должна предусматривать разработку учебных материалов и проведение занятий по дисциплинам направления «Менеджмент» в рамках программ подготовки бакалавров, дипломированных специалистов или магистров. Объем занятий и требования к учебным материалам определяется высшим учебным заведением, реализующим программу.

7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521500 – МЕНЕДЖМЕНТ

7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра

7.1.1. Общепрофессиональная подготовка магистра менеджмента должна обеспечить ему возможность:

  • глубоко понимать сущность и социальную значимость менеджмента, основные проблемы области деятельности менеджера;
  • получить целостную систему профессиональных знаний;
  • переоценивать накопленный опыт в свете развития науки и изменяющейся социальной практики, эффективно использовать свой интеллектуальный потенциал;
  • менять направление профессиональной деятельности в рамках менеджмента как области знаний и практики.

7.1.2. Профессиональная подготовка магистра менеджмента должна обеспечить:

  • овладение навыками самостоятельной аналитической, проектной, научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующих широкого образования в соответствующем направлении;
  • приобретение умений:
    • формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности, требующие углубленных профессиональных знаний;
    • выбрать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разработать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;
    • обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;
    • вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
    • представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати;
    • ставить и решать задачи в области своей профессиональной компетенции;
    • системно анализировать свои общие тенденции и конкретные ситуации в области общего, стратегического и функционального менеджмента;
    • владеть методическим аппаратом, позволяющим исследовать, анализировать и прогнозировать явления в области менеджмента;
    • разрабатывать и преподавать учебные курсы по дисциплинам, относящимся к направлению «Менеджмент»;
    • разрабатывать и реализовывать междисциплинарные проекты, связанные с задачами менеджмента.

7.1.3. Гуманитарная компонента образования магистра менеджмента должна позволить ему:

  • отчетливо представлять структуру современного гуманитарного знания, уметь анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать методы гуманитарных наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
  • овладеть культурой мышления, знать его законы и использовать их в исследовательской, аналитической и педагогической деятельности;
  • владеть навыками устной и письменной речи на уровне, обеспечивающими высокое качество научно-исследовательской и педагогической деятельности;
  • уметь приобретать новые общие и профессиональные знания, используя современные технологии обучения.

7.1.4. Специализированная подготовка магистра менеджмента осуществляется в соответствии с требованиями к конкретной специализации, которая разрабатывается и устанавливается высшим учебным заведением.

7.1.5. Специальные требования. Требования к подготовке магистра по научно-исследовательской части программы специализированной подготовки определяются вузом.

7.2. Требования к государственной аттестации магистра

7.2.1. Итоговая государственная аттестация магистра включает защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и должна включать государственные экзамены, устанавливаемые в соответствии с предложениями УМО. Уровень требований, предъявляемых на государственных экзаменах, должен обеспечить возможность зачитывать их результаты в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру по соответствующим научным направлениям.

Высшее учебное заведение вправе дополнять перечень аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации выпускников.

При выборе итоговых государственных испытаний выпускников необходимо руководствоваться следующим:

  • основным обязательным видом государственной итоговой аттестации выпускников является защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации);
  • программа и порядок проведения государственных аттестационных испытаний принимаются Ученым советом вуза на основе примерных программ, разработанных УМО, в соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации.

7.2.2. Магистерская диссертация, являясь завершающим этапом высшего профессионального образования, должна обеспечить не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности.

Вид выпускной квалификационной работы, ее объем и состав определяются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации.

При экспертизе выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) рекомендуется привлечение внешних рецензентов.

7.2.3. Итоговые государственные испытания (экзамены) для получения степени (квалификации) магистра менеджмента должны включать:

  • экзамен по менеджменту;
  • экзамен по основной специальной дисциплине программы, которая определяется высшим учебным заведением, реализующим программу.

Составители:

Учебно-методические объединения по университетам Председатель Совета УМО Академик РАН Садовничий В.А.

Председатель НМС по экономике Профессор Колесов В.П.

Учебно-методические объединения по образованию в области менеджмента Председатель Совета УМО Профессор Поршнев А.Г.

Зам председатель Совета УМО Профессор Коротков Э.М.

Учебно-методические объединения по направлению «Менеджмент» (Магистратура) Председатель Совета УМО Профессор Кузьминов Г.К.

Зам председатель Совета УМО Профессор Любимов Л.Л.

Согласовано:

Начальник Управления образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Шестаков Г.К.

Начальник Отдела Петрова Т.Э.

Главная | Новости | УМО | Базовый ВУЗ | Документы УМО | Рекомендации УМО | Контактная информация
[email protected]
Сайт разработан Центром Новых Информационных Технологий ГУУ, 2003г.