Новости
Базовый ВУЗ
Об УМО
Нормативные документы УМО
Контактная информация
главная обратная связь
заседание Совета Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента
4 – 5 марта в г. Московский состоялось заседание Совета Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента. В его работе наряду с 346 ректорами вузов, деканами факультетов, заведующими кафедрами, обеспечивающих подготовку менеджеров, приняли участие заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию  и науке Г.К. Сафаралиев, директор Национального аккредитационного агентства в сфере образования В.Г. Наводнов, представители Минобрнауки России, заинтересованных министерств и ведомств, деловых кругов, общественных организаций и средств массовой информации.
 
Заседание Совета открыл его председатель, ректор Государственного университета управления А.М. Лялин. А заместитель председателя Совета, проректор этого же университета В.И. Звонников доложил об итогах работы Учебно-методического объединения и его задачах на 2008 год.
Развернувшееся обсуждение сразу же вышло за пределы принятой повестки дня, его участники главное внимание сосредоточили на проблемах и путях коренного улучшения качества подготовки менеджеров. В связи с этим Г.К. Сафаралиев остановился на актуальных направлениях работы вузов по повышению уровня обучения специалистов. В.Г. Наводнов рассказал об идее и практике проведения федерального Интернет – экзамена в сфере профессионального образования. С.А. Миронова раскрыла роль взаимодействия Государственного университета управления со Сбербанком России в обеспечении подготовки высококвалифицированных специалистов.
Большой интерес собравшихся вызвали сообщения М.Б. Челышковой, директора Центра качества Государственного университета управления, «О проектах федеральных образовательных стандартов нового поколения», А.П. Егоршина, ректора Нижегородского института менеджмента и бизнеса, «Анализ и прогноз рынка высшего образования до 2015 года», З.В. Брагиной , директора института экономики Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, «Доминанты Совета УМО по проблеме «Формирование профессиональных компетенций современного менеджера»
Предметом активного обсуждения стал переход к уровневой системе высшего образования. Опыт, накопленный Новгородским государственным университетом им. Ярослава Мудрого по введению подготовки бакалавров и магистров, осветил Е.А. Бондаренко, заместитель декана по учебной работе этого вуза. А С.Н. Чудновская, заведующая кафедрой Тюменского государственного университета представила опыт использования в обучении по направлению «Менеджмент» компетентностного подхода.
Среди сквозных тем – идея подготовки менеджеров новой формации: обладающих высоким инновационным потенциалом, высокоразвитыми функциональными компетенциями, основательными теоретическими познаниями, чувством ответственности перед своей организацией, обществом и государством.
По итогам состоявшейся дискуссии Совет Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента принял развернутое решение, где, в частности, отмечается, что в условиях повышения темпов экономического роста и перехода страны на инновационный путь развития существенно возрастают требования к качеству подготовки менеджеров.
Для решения этой задачи в ближайший период предстоит разработать государственные образовательные стандарты третьего поколения, перестроить на их основе учебный процесс, усилить взаимосвязь обучения с производством и наукой. Одновременно необходимо освоить уровневую систему образования менеджеров, на базе компетентностного подхода определить общее содержание, специфику и пропорции подготовки бакалавров, магистров и специалистов.
Высшие учебные заведения, факультеты и кафедры, специализирующиеся в области менеджмента, должны дать конструктивный ответ на критические замечания государственно-общественных и деловых кругов в части избыточности выпуска менеджеров и изъянов в их образовании в непрофильных вузах. Это обязывает провести анализ потребности в менеджерах в территориальном разрезе и по ведущим предприятиям, укрепить связи с работодателями в решении вопросов развития целевой полготовки кадров, участия их представителей в государственной аттестации выпускников.
Необходимо усилить внимание к лучшему зарубежному опыту подготовки менеджеров, добываясь его органичного сочетания с российской культурой управления, с отечественными традициями осуществления масштабных проектов, создания крупных предприятий, хозяйственного освоения новых территорий. Надо добиваться повышения теоретического уровня и практического значения образования в области менеджмента, усиления его творческой и инновационной составляющих. С учетом этого необходимо обновить учебно-методическую базу процесса подготовки кадров, организовать создание и выпуск в свет нового поколения учебной литературы и мультимедийных средств обучения. Особое внимание и впредь необходимо уделять информатизации учебного процесса.
С учетом состоявшегося обсуждения Совет Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента одобрил в основном итоги работы за 2007 год. В будущем году и в дальнейшей перспективе признано необходимым сосредоточить усилия на:
– разработке проектов федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения по направлению в области менеджмента, их широком обсуждении в высших учебных заведениях и на факультетах с привлечением заинтересованных работодателей, определив в ходе этой работы содержание и специфику подготовки бакалавров и магистров;
– перестройке учебно-методической работы в соответствии с новыми образовательными стандартами и компетентностно-ориентированным подходом к определению требований к результатам освоения будущими специалистами образовательных программ;
– создании новых учебников и учебных пособий, мультимедийных обучающих продуктов, ориентированных на новые образовательные стандарты и приближение образования менеджеров к требованиям практики;
– укреплении связи образования в области менеджмента с экономикой и работодателями, широком привлечении специалистов с производства к экспертизе учебно-методической документации и учебной литературы;
– повышении качества образования в области менеджмента, обеспечении высокого качества преподавания и научно-исследовательской работы в вузах, совершенствовании и развитии систем контроля подготовленности студентов, в том числе путем применения современных контрольно-оценочных средств, ориентированных на компетентностный подход в образовании.
Совет признал целесообразным усилить сотрудничества вузов, входящих в состав Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента с целью повышения конкурентоспособности этих вузов в части предоставления образовательных услуг и удовлетворения потребностей экономики в кадрах. Намечено до конца третьего квартала 2008 года провести на эту тему межвузовскую конференцию.
Высшим учебным заведениям, участвующим в работе Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента, рекомендовано:
– активизировать работу по созданию и совершенствованию систем менеджмента качества образования, основанных на компетентностных моделях подготовки специалистов, международном опыте и эффективных системах мониторинга качества образования;
– интенсифицировать изучение потребностей рынка труда в кадрах в области менеджмента;
– принять дополнительные меры по повышению качества учебников, учебных пособий, методических материалов и педагогических тестовых материалов, используемых в учебном процессе;
– активизировать обмен опытом, практику проведения мастер-классов встречных взаимных посещений занятий.
Для координации работы заинтересованных вузов по решению перечисленных задач базовому вузу Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента – Государственному университету управления предложено:
– в период до 2010 года разработать типовые формы для обеспечения сопоставимости данных мониторинга качества образования в различных вузах, стандартные шкалы для оценивания качества подготовки студентов и   единую систему показателей качества образования.
– совместно с представителями заинтересованных вузов подготовить предложения по созданию системы мониторинга потребности рынка труда в кадрах различной квалификации в сфере менеджмента.
– разработать требования к качеству педагогических тестовых материалов, используемых при аттестации и самооценке деятельности вуза. В соответствии с предложениями Национального аккредитационного агентства в сфере образования принять участие в проведении внешней экспертизы содержания измерительных материалов по экономическим дисциплинам общепрофессионального цикла, используемых в рамках Интернет-экзамена в сфере профессионального образования.
– провести конкурс новых учебников, учебных пособий, учебно-методических комплексов и электронных контрольно-обучающих средств в области менеджмента с учетом их соответствия требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения.
– разработать единый план мероприятий по созданию системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и методистов, обеспечивающих подготовку менеджеров, выделив в числе приоритетных вопросы, связанные с обеспечением качества образования.
Совет Учебно-методического объединения пришел к выводу, что новые задачи подготовки менеджеров требуют новых форм организации учебно-методической и учебной работы, более широкого участия в ней представителей, работодателей. С этой целью признано необходимым пересмотреть положение и структуру Учебно-методического объединения в области менеджмента, привлечь в его состав представителей заинтересованных организаций и учреждений.
Оргкомитету заседания Совета Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента поручено обобщить предложения участников заседания по вопросам, находящимся в ведении Министерства образования и науки России, других органов власти и управления, имея в виду их направление на рассмотрение в установленном порядке.
 
 

Новости | Базовый ВУЗ | Об УМО | Нормативные документы УМО | Контактная информация