Новости
Базовый ВУЗ
Об УМО
Нормативные документы УМО
Контактная информация
главная обратная связь
080508.65 «Информационный менеджмент»
 
 
Министерство образования Российской Федерации
 
 
 
УТВЕРЖДАЮ
 
Заместитель Министра
образования Российской
 Федерации
 
______________ В.Д.Шадриков
 
"______"_____________2000 г.
 
 Номер государственной регистрации
 
 ________________
 
 
 
 
 
 
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
 
 
 
специальность 080508.65 - "Информационный менеджмент"
 
Квалификация Менеджер
 
 
 
 
Вводится с даты утверждения
 
 
 
 
 
МОСКВА 2000

1.      Общая характеристика специальности - 080508.65 "Информационный менеджмент"
 
1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.94г. N 180.
 
1.2. Нормативный срок освоения образовательно-профессиональной программы при очной форме обучения - 5 лет; квалификация - менеджер.
 
1.3. Квалификационная характеристика выпускника, область и объекты профессиональной деятельности менеджера.
 
1.3.1.Область профессиональной деятельности.
Область профессиональной деятельности менеджера - обеспечение эффективного управления информационными ресурсами и информационными системами на уровне организации, обеспечение использования информации как стратегического ресурса, организация систем управления в отрасли информационного бизнеса, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития.
 
1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности менеджера являются различные информационные ресурсы и информационные системы организаций экономической, производственной и социальной сферы, информационные ресурсы и информационные системы подразделений систем управления государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм, а также различные организации в сфере информационного бизнеса. Она распространяется также на информационные ресурсы и информационные системы научно-производственных объединений, научных, конструкторских и проектных организаций, органов государственного управления и социальной инфраструктуры народного хозяйства.
1.3.3. Основные виды профессиональной деятельности.
Менеджер должен быть готов к следующим видам деятельности, которые выделяются в соответствии с его назначением и местом в системе управления:
управленческая, организационная, экономическая, планово-финансовая, маркетинговая, информационно-аналитическая, проектно-исследовательская, диагностическая, инновационная, методическая, консультационная, образовательная.
 
1.4. Менеджер может продолжить образование в магистратуре по направлению 521500 - "Менеджмент", аспирантуре, а также освоить различные образовательно-профессиональные программы по экономике, менеджменту и маркетингу в послевузовской образовательной системе.
 
2. Требования к уровню подготовки абитуриента.
 
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее полное (общее ) образование, среднее специальное образование. Для образовательной программы второго образования - высшее образование.
 
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
 
 
3. Общие требования к образовательной программе подготовки
выпускника по специальности "Информационный менеджмент".
 
3.1. Образовательная программа подготовки менеджера разрабатывается на основе настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, методическое обеспечение образовательного процесса (программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик, основную учебную литературу, методические рекомендации по видам занятий), обеспечение образовательного процесса профессорско-преподавательским составом.
 
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы подготовки менеджера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
 
3.3. Образовательная программа подготовки менеджеров состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин.
Дисциплины и курсы регионального (вузовского) компонента и дисциплины по выбору студентов должны отвечать назначению цикла и содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
 
3.4. Образовательная программа подготовки менеджера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественно-научные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины.
ФТД - факультативы.
Учебный план должен быть структурирован по циклам и компонентам образовательной программы.
3.5. Содержание регионального компонента образовательной программы подготовки менеджера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы
по специальности 080508.65 - "Информационный менеджмент"
 
 
 
Индекс
 
 
Наименование дисциплин и их основные дидактические единицы (*)
Всего часов на освоение учебного материала
1.         
1.      
1.      
 
ГСЭ
 
ОБЩИЕ ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕДИСЦИПЛИНЫ
 
 
1800

ГСЭ.Ф.00
 
Федеральный компонент
 
1260
 
 
ГСЭ.Ф.01
 
ФИЛОСОФИЯ.
 Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.
 Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального.
Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.
Научные, философские и религиозные картины мира.
 Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
 Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.
 Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.
Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.
 Будущее человечества. Глобальные проблемы современности.
 Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
 
 
 
ГСЭ.Ф.02
 
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК.
Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.
Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.
Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая)
Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах.
Понятие об основных способах словообразования.
Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию без искажения смысла при письменном и устном общении общего характера.
Основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.
Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля.
Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.
Гворение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).
Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.
Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.
Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.
 
340
 
ГСЭ.Ф.03
 
КУЛЬТУРОЛОГИЯ.
Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.
Методы культурологических исследований.
Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.
Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "срединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.
Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные процессы современности.
Культура и личность. Инкультурация и социализация.
 
 
 
ГСЭ.Ф.04
 
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ.
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятия и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.
Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.
Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.
Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.
Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.
Россия в условиях мировой воины и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.
Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.
СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.
Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.
Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.
СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.
Советский союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.
Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
 
 
 
ГСЭ.Ф.05
 
ПРАВОВЕДЕНИЕ.
Государство и право. Их роль в жизни общества.
Норма права и нормативно-правовые акты.
Основные правовые систем современности. Международное право как особая система права.
Закон и подзаконные акты.
Система российского права. Отрасли права.
Правонарушение и юридическая ответственность.
Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство.
Конституция Российской Федерации - основной закон государства.
Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в российской Федерации.
Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности.
Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право.
Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву.
Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность.
Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений.
Экологическое право.
Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.
Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.
 
 
 
ГСЭ.Ф.06
 
СОЦИОЛОГИЯ.
Предистория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.
Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.
Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества.
Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.
Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект.
Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.
Методы социологического исследования.
 
 
 
ГСЭ.Ф.07
 
ПОЛИТОЛОГИЯ.
Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии.
Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.
История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.
Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.
Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы. Политические партии и электоральные системы.
Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политическая модернизация.
Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики.
 Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.
Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.
 
 
 
ГСЭ.Ф.08
 
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА.
Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.
Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания.
Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь.
Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
Педагогика: объект, предмет и задачи, функции и методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.
Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.
Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функция обучения. Воспитание в педагогическом процессе.
Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, ситуационные занятия, деловые игры, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.
Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
Управление образовательными системами.
 
 
 
ГСЭ.Ф.09
 
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке специалиста. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности.
Основы здорового образа жизни. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.
Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.
Профессионально-прикладная физическая подготовка. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.
 
408
 
ГСЭ.Ф.10
 
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ.
Стили современного русского языка. Лексика, грамматика, синтаксис, функционально- стилистический состав книжной речи.
Условия функционирования разговорной речи и роль внеязыковых факторов. Лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи. Сфера функционирования, видовое разнообразие, языковые черты официально-делового стиля. Взаимопроникновение стилей. Специфика элементов всех языковых уровней в научной речи. Жанровая дифференциация, отбор языковых средств в публичном стиле.
Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.
Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи.
Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно- методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.
Основные единицы общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие). Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.
Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения (литературное произношение, смысловое ударение, функции порядка слов, словоупотребление). Невербальные средства коммуникации. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.
 
 
 
ГСЭ.Р.00
 
Региональный (вузовский компонент)
 
270
 
ГСЭ.В.00
 
Дисциплины и курсы по выбору студентов, устанавливаемые вузом
 
270
 
ЕН
 
ОБЩИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
 
 
1000
 
ЕН.Ф.00
 
Федеральный компонент
 
 
800
 
ЕН.Ф.01
 
МАТЕМАТИКА.
Математический анализ. Понятие множества. Операции над множествами. Понятие окрестности точки. Функциональная зависимость. Графики основных элементарных функций. Предел числовой последовательности. Предел функции. Непрерывность функции в точке. Свойства числовых множеств и последовательностей. Глобальные свойства непрерывных функций. Производная и дифференциал. Основные теоремы о дифференцируемых функциях и их приложения. Выпуклость функции. Неопределенный интеграл. Несобственные интегралы. Точечные множества в N – мерном пространстве. Функции нескольких переменных, их непрерывность. Производные и дифференциалы функций нескольких переменных. Классические методы оптимизации. Функции спроса и предложения. Функция полезности. Кривые безразличия.
Линейная алгебра. Системы линейных уравнений. Элементы аналитической геометрии на прямой, плоскости и в трехмерном пространстве. Определители. Системы векторов, ранг матрицы. N – мерное линейное векторное пространство. Линейные операторы и матрицы. Комплексные числа и многочлены. Собственные векторы линейных операторов. Евклидово пространство. Квадратичные формы. Системы линейных неравенств. Линейные задачи оптимизации. Основные определения и задачи линейного программирования. Симплексный метод. Теория двойственности. Дискретное программирование. Динамическое программирование. Нелинейное программирование.
Теория вероятностей и математическая статистика Сущность и условия применимости теории вероятностей. Основные понятия теории вероятностей. Вероятностное пространство. Случайные величины и способы их описания. Модели законов распределения вероятностей, наиболее употребляемые в социально-экономических приложениях. Закон распределения вероятностей для функций от известных случайных величин. Неравенство Чебышева. Закон больших чисел и его следствие. Особая роль нормального распределения: центральная предельная теорема. Цепи Маркова и их использование в моделировании социально-экономических процессов. Статистическое оценивание и проверка гипотез, статистические методы обработки экспериментальных данных.
 
 
 
ЕН.Ф.2
 
ИНФОРМАТИКА.
Понятие информации. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач: алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня.
Знакомство с основными прикладными программными средствами для поддержки техники личной работы. Системы подготовки текстовых документов. Системы обработки финансово-экономической информации. Системы управления базами данных. Личные информационные системы. Графические редакторы. Системы подготовки презентаций. Прочие системы.
Компьютерный практикум.
 
 
ЕН.Ф.3
 
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.
Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие; дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность веществ; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика; экология и здоровье; человек, биосфера и космические циклы; ноосфера; необратимость времени; самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.
 
 
 
ЕН.Р.00
 
Региональный (вузовский) компонент
 
100
 
ЕН.В.00
 
Дисциплины и курсы по выбору студентов, устанавливаемые вузом
 
100
 
ОПД
 
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
 
2500
 
ОПД.Ф.00
 
Федеральный компонент
 
2000
 
ОПД.Ф.1
 
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Введение в экономическую теорию. Экономические агенты (рыночные и нерыночные), собственность и хозяйствование: структура прав, передача прав, согласование обязанностей, экономические интересы, цели и средства, проблема выбора оптимального решения, экономическая стратегия и экономическая политика, конкуренция и ее виды; экономические блага и их классификации, полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ, фактор времени и дисконтирование, потоки и запасы, номинальные и реальные величины; кругообороты благ и доходов; затраты и результаты: общие, предельные и средние величины; альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей); экономические ограничения: граница производственных возможностей, компромисс общества между эффективностью и равенством, компромисс индивида между потреблением и досугом; экономические риски и неопределенность; внешние эффекты (экстерналии); краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе; метод сравнительной статики, показатели эластичности.
Микроэкономика. Закон предложения, закон спроса, равновесие, рынок, равновесная цена; излишки потребителя и производителя, теории поведения потребителя и производителя (предприятия); монополия, естественная монополия, ценовая дискриминация; олигополия, монополистическая конкуренция, барьеры входа и выхода (в отрасли); сравнительное преимущество; производственная функция, факторы производства, рабочая сила, физический капитал; инфляция и безработица; рынки факторов производства, рента, заработная плата; бюджетное ограничение, кривые безразличия, эффект дохода и эффект замещения.
Понятие предприятия, классификация внешняя и внутренняя среда, диверсификация, концентрация и централизация производства; открытие и закрытие предприятий, санация и банкротство; валовые выручка и издержки; прибыль бухгалтерская и экономическая, чистый денежный поток, приведенная (дисконтированная) стоимость, внутренняя норма доходности; переменные и постоянные издержки; общие, средние и предельные величины выручки и издержек, эффективности; отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная); неопределенность: технологическая, внутренней и внешней среды, риски, страхование, экономическая безопасность.
Макроэкономика. Общественное воспроизводство, резидентные и нерезидентные институциональные единицы; макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт (производство, распределение и потребление), личный располагаемый доход, конечное потребление, модели потребления, сбережения, инвестиции (валовые и чистые); национальное богатство, отраслевая и секторальная структуры национальной экономики, межотраслевой баланс; теневая экономика; равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD-AS), мультипликатор автономных расходов; адаптивные и рациональные ожидания, гистерезис; денежное обращение (М.Фридман), сеньораж, количественная теория денег, классическая дихотомия; государственный бюджет, его дефицит и профицит, пропорциональный налог, прямые и косвенные налоги, чистые налоги; закрытая и открытая экономика, фиксированный и плавающий курсы валюты, паритет покупательной способности; макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка (модель IS-LM): сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства; стабилизационная политика; технологические уклады и "длинные волны"; теории экономического роста и экономического цикла; "золотое правило накопления".
История экономических учений: особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм). Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России, научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов, А.В.Чаянова в изучение крестьянского хозяйства и Н.Д. Кондратьева в понимание экономической динамики; традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).
 
250
 
ОПД.Ф.2
 
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА.
Международное движение товаров, услуг и факторов производства; государственная политика в области внешней торговли и международного движения факторов; современные тенденции изменения конкурентоспособности; формы международной кооперации и перелива капиталов, международных экономических объединений; основы международной торговли, оценка последствий внешнеторгового обмена, выгоды торговли; теория факторов Хекшера-Олина, парадокс Леонтьева, современная трактовка влияния факторов производства на структуру внешней торговли, изменения структуры факторов, теорема Рыбчинского, влияние технического прогресса, цикла жизни товара на структуру внешней торговли; традиционные и нетрадиционные ограничения, эффект введения таможенных пошлин, их влияние на доходы производителей, покупателей и государства; протекционистская политика, практика введения импортных квот, тарифные ограничения, "добровольные" экспортные ограничения, экспортные субсидии, "новый" протекционизм, роль торговых союзов, зон свободной торговли, ЕЭС, североамериканская зона свободной торговли; валютный курс и платежный баланс, спрос и предложение валют, валютные рынки, эволюция международной валютной системы, торговый баланс; международное движение капитала и рабочей силы; международное кредитование; кризис внешней задолженности; прямые инвестиции и транс-национальные корпорации; влияние миграции на благосостояние; проблема "утечки умов".
 
 
ОПД.Ф.3
 
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ.
Сущность и роль финансов и кредита; государственный бюджет; формирование и использование денежных накоплений предприятий; основные принципы финансирования и кредитования капитальных вложений; оборотные средства предприятий, система их финансирования и кредитования; безналичные расчеты между предприятиями; краткосрочный кредит в хозяйственном механизме управления предприятием; финансовая работа и финансовое планирование в системе управления предприятием; роль финансов и кредита в развитии внешнеэкономической деятельности предприятий.
 
 
150
 
ОПД.Ф.4
 
СТАТИСТИКА.
Предмет, метод и задачи статистики; источники статистической информации; группировка и сводка материалов статистических наблюдений; абсолютные и относительные величины; средние величины; ряды динамики; индексы; статистика продукции; статистика численности работников и использования рабочего времени; статистика производительности труда; статистика заработной платы; статистика основных фондов; статистика научно-технического прогресса; статистика себестоимости.
 
 
220
 
ОПД.Ф.5
 
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА.
Методологические основы менеджмента; инфраструктура менеджмента; социофакторы и этика менеджмента; интеграционные процессы в менеджменте; моделирование ситуаций и разработка решений; природа и состав функций менеджмента; стратегические и тактические планы в системе менеджмента; организационные отношения в системе менеджмента; формы организации системы менеджмента; мотивация деятельности в менеджменте; регулирование и контроль в системе менеджмента; динамика групп и лидерство в системе менеджмента; управление человеком и управление группой; руководство: власть и партнерство; стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера; конфликтность в менеджменте; факторы эффективности менеджмента.
ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА. Природа управления и исторические тенденции его развития; условия и факторы возникновения и развития менеджмента; этапы и школы в истории менеджмента: разнообразие моделей менеджмента: американский, японский европейский и др.; влияние национально-исторических факторов и развитие менеджмента; развитие управления в России; перспективы менеджмента: возможное и вероятное.
 
 
 
 
ОПД.Ф.6
 
МАРКЕТИНГ.
Роль маркетинга в экономическом развитии страны; товар в маркетинговой деятельности; комплексное исследование товарного рынка; сегментация рынка; формирование товарной политики и рыночной стратегии; разработка ценовой политики; формирование спроса и стимулирование сбыта; организация деятельности маркетинговой службы.
 
 
 
ОПД.Ф.7
 
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ.
Содержание и функции бухучета. Объекты, предмет и метод бухгалтерского учета; балансовое обобщение, система бухгалтерских счетов, двойная запись.
Первичное наблюдение, документация, учетные регистры инвентаризация и инвентарь; методы стоимостного измерения. Формы бухгалтерского учета; основы бухгалтерской (финансовой) отчетности; организация бухгалтерского учета; нормативное регулирование бухгалтерского учета.
 Пользователи бухгалтерской информации; цели и концепции финансового учета; принципы финансового учета; организационно-правовые особенности предприятий и их влияние на постановку финансового учета хозяйствующих объектах; основное содержание и порядок ведения учета: денежных средств, дебиторской задолженности, инвестиций в основной капитал, основных средств, арендованного имущества, нематериальных активов, долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, производственных запасов, текущих и долгосрочных обязательств, капитала, фондов и резервов, издержек хозяйственной деятельности, готовой продукции, работ, услуг и их реализации, финансовых результатов и использования прибыли, хозяйственных операций на забалансовых счетах, содержание и порядок составления финансовой отчетности.
Цели и концепции управленческого учета; системы учета издержек в связи с особенностями технологии и организации производства, проведением затрат, учет налоговых и приравненных к ним издержек; модели формирования издержек в финансовом и управленческом учете; системы учета издержек по видам затрат; системы калькулирования и анализа себестоимости, модели формирования издержек; взаимосвязь управленческого учета и анализа.
 
150
ОПД.Ф.8
 
 
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Основная терминология. Понятия: информационная система, информационная технология, информационный менеджмент. Роль и задачи информационного менеджмента в управлении информационными ресурсами и информационной системой организации. Основные концепции информационного менеджмента и их эволюция. Функции информационного менеджмента и их реализация на различных уровнях управления. Объекты и процессы информационного менеджмента. Ответственность менеджеров в области информационного менеджмента. Роль информационного менеджмента в достижении конкурентных преимуществ.
Роль и задачи информационного менеджмента в управлении информационными ресурсами и информационной системой организации в сфере информационного бизнеса. Функции информационного менеджмента и их реализация на различных уровнях управления в сфере информационного бизнеса. Объекты и процессы информационного менеджмента в сфере информационного бизнеса. Управление созданием информационных продуктов и услуг.
 
 
250
ОПД.Ф.9
 
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Общая характеристика и классификация современных программных средств. Системные программные средства. Тестовые и диагностические программы. Антивирусные программы.
Операционные системы. Однопользовательские однозадачные системы (MS-DOS). Однопользовательские многозадачные системы (Widows 98, OS/2). Многопользовательские системы (системы семейства UNIX).
Командно-файловые процессоры. Общая характеристика прикладных программных средств.
Языки программирования. Основные современные концепции. Среды визуального программирования. Компьютерный практикум.
 
 
 
ОПД.Ф10
 
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ, СЕТИ И СИСТЕМЫ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ
Общая характеристика и классификация технических средств информационных технологий.
Общая характеристика и классификация средств компьютерной техники: персональные компьютеры, корпоративные и суперкомпьютеры. Вычислительные сети, их классификация. Локальные и глобальные вычислительные сети.
Общая характеристика и классификация средств коммуникационной техники. Значение и организация коммуникаций. Виды коммуникационной техники: телефонная связь, телеграфная связь, факсимильная передача информации и модемная связь, спутниковая связь.
 
 
ОПД.Ф11
 
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ
Суть и назначение системного анализа как методологической основы анализа, синтеза и практики проектирования сложных информационных систем. Системный подход к решению функциональных задач и к организации информационных процессов. Примеры. Типовые модели анализа и синтеза. Математический инструментарий.
 
 
ОПД.Ф12
 
МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Сущность прогнозирования и отличие его от планирования. Роль прогнозирования в рыночной экономике. Методы и модели прогнозирования: адаптивное прогнозирование; использование экспертных оценок и работа с ними; активные методы прогнозирования с использованием динамических моделей. Комбинированные методы прогнозирования. Примеры. Программные средства прогнозирования.
 
 
ОПД.Ф13
 
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИРОВАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ
Основные понятия теории моделирования. Основные концепции моделирования. Имитационные модели информационных процессов. Математические методы моделирования информационных процессов и систем. Модели процессов передачи, обработки, накопления и хранения данных в информационных системах. Построение моделирующих алгоритмов. Статистическое моделирование на ЭВМ. Оценка точности и достоверности результатов моделирования. Инструментальные средства моделирования. Языки моделирования. Анализ и интерпретация результатов моделирования на ЭВМ. Имитационное моделирование информационных систем и сетей.
 
 
 
ОПД.Р.00
 
Региональный (вузовский компонент)
 
250
 
ОПД.В.00
 
Дисциплины и курсы по выбору студента,
устанавливаемые вузом
 
250
 
СД.00
 
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
 
 
2000
 
СД.01
 
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА И ОРГАНИЗАЦИЯ
Организация как система. Организация и управление. Взаимоотношения между организацией и информационной системой. Причины создания информационной системы. Место информационной системы в организационной структуре. Централизованное расположение информационной системы: достоинства и недостатки. Децентрализованное расположение: достоинства и недостатки. Владение данными. Отдел организации, ответственный за информационную систему.
Влияние информационной системы на организацию: микро и макро уровни. Влияние информационной системы на организационную структуру. Централизация власти. Вертикальное и горизонтальное распределение власти. Влияние информационной системы на работников. Изменения в формализации. Занятость. Обучение. Влияние информационной системы на отдельных людей. Информационная система и культура организации. Организационное сопротивление изменениям.
 
 
СД.02
 
ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Юридические лица, образование юридического лица, правовое положение предприятия, кооперативных организаций общественных объединений, банков, биржи; виды и форма сделок, право собственности, виды обязательств, рассмотрение хозяйственных споров.
Права собственности на информационные продукты и услуги. Правовые аспекты информационного бизнеса.
 
 
 
СД.03
 
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ.
Информационные системы и стратегия. Информационная технология для стратегического преимущества. Понятие стратегических информационных систем. Информационная интенсивность. Получение конкурентного преимущества за счет использования информации. Основные концепции стратегических информационных систем. Оценка потребности в стратегических информационных системах и их влияния. Примеры стратегических информационных систем.
 
 
 
СД.04
 
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ.
Планирование информационной системы организации. Важность планирования. Оценка информационной системы. Характер использования и роль информационной системы. Миссия информационной системы и миссия организации. Цели организации и цели информационной системы. Видение информационной системы. Стратегический план информационной системы. Операционный план информационной системы.
Общая характеристика процессов проектирования информационных систем. Этапы проектирования информационной системы. Структура информационно-логической модели информационной системы. Разработка функциональной модели. Разработка модели данных. Разработка пользовательского интерфейса. Разработка проекта распределенной обработки информации. Разработка алгоритмов информационной системы. Логический анализ структур информационной системы. Анализ и оценка производительности информационной системы. Надежность информационной системы. Управление проектом информационной системы. Стандарты и проектная документация. Инструментальные средства проектирования информационной системы. Использование типовых проектных решений. Графические средства представления проектных решений.
 
 
 
СД.05
 
БАЗЫ ДАННЫХ, БАЗЫ ЗНАНИЙ И ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ.
Основные понятия. Модели и формы организации данных. Технологии баз данных. Хранилища данных. Объектно – ориентированные базы данных. Языки баз данных и их развитие. Системы управления базами данных.
Базы знаний. Основные свойства баз знаний. Технологии использования баз знаний.
Экспертные системы. Основные понятия. Предметные области экспертных систем. Обобщенная структура экспертной системы. Инструментальные средства построения экспертных систем. Технологии разработки экспертных систем.
 
 
 
СД.06
 
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ.
Персонал предприятия как объект управления; место и роль управления персоналом в системе управления предприятием; принципы управления персоналом; функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом; кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом; анализ кадрового потенциала; перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры; подбор персонала и профориентация; подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала; мотивация поведения в процессе трудовой деятельности; профессиональная и организационная адаптация персонала; конфликты в коллективе; оценка эффективности управления персоналом.
 
 
 
СД.08
 
РЫНОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ.
Продукция информационных технологий и систем, ее номенклатура. Рынок информационных продуктов и услуг, как система экономических, правовых и организационных отношений по торговле информационными продуктами. Условия и механизмы функционирования рынка информационных услуг. Инфраструктура информационного рынка. Составляющие рынка информационных продуктов и услуг. Поставщики и потребители информационных продуктов и услуг. Ценообразование на рынке информационных продуктов и услуг. Тенденция развития информационного рынка.
 
 
СД.09
 
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ.
Общая классификация видов информационных технологий. Этапы развития информационных технологий. Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности. Информационные технологии документационного обеспечения управленческой деятельности. Инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности. Основы построения инструментальных средств информационных технологий. Компьютерные технологии подготовки текстовых документов, обработки экономической информации на основе табличных процессоров, обработки графических объектов, использования систем управления базами данных (СУБД), интегрированных программных пакетов; распределенной обработки информации. Системы управления проектами. Экспертные системы и системы поддержки принятия решений. Системы интеллектуального проектирования и совершенствования систем управления.
 
 
 
СД.10
 
 
 
 
 
 
ЭКОНОМИКА ИНФОРМАЦИОННОГО БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ.
Функции информационного бизнеса. Основные понятия и составляющие экономики информационного бизнеса и информационных систем. Жизненный цикл и экономические показатели информационных систем. Структурные характеристики затрат в информационных системах. Формирование стоимости и цены информационных технологий, продуктов и услуг. Бизнес-план информационных систем. Понятие и экономическое содержание показателей и критериев эффективности информационных систем. Информационный маркетинг. Технико-экономическое обоснование, экономический анализ и прогноз развития информационных систем.
 
 
 
СД. 11
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЛОГИСТИКА.
Задачи и функции логистики. Факторы и тенденции развития логистики. Принципы логистики. Стандарты рекомендаций по управлению производством. Информационная логистика. Механизмы закупочной логистики. Логистика производственных процессов. Организация материальных потоков в производстве. Организация производственного процесса во времени. Логистика распределения и сбыта. Логистика запасов. Транспортная логистика. Логистика сервисного обслуживания.
 
 
 
СД. 12
 
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ.
Понятие информационного продукта и услуги. Обеспечивающие и функциональные технологии. Технологические процессы обработки данных, текстов, графики, знаний, объектов реального мира. Пакетные, диалоговые и сетевые информационные технологии. Глобальная, базовая и конкретные информационные технологии. Методы и средства реализации информационных технологий. Проблемы качества информационных технологий.
Основные технологии производства информационных продуктов и услуг.
 
 
 
СД. 13
 
ИНФОРМАТИКА В УПРАВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВОМ.
Основные составляющие экономики производства, определяющие информационное наполнение автоматизированной системы управления предприятием. Функциональные подсистемы в интегральной вычислительной сети предприятия. Структура баз данных на верхнем и нижних уровнях с учетом их функциональной взаимосвязи и значимости. Информатика на предприятии в системе контроля и диспетчеризации производства и принятия управленческих решений. Математическое обеспечение управления производством. Моделирование в объемном и календарном планировании, в загрузке производственных мощностей и трудовых ресурсов. Информатика в сетевом планировании и управлении. Моделирование в задачах мобилизации и рационального расходования финансовых ресурсов предприятий. Информатика на предприятии в обслуживании системы налогообложения.
 
 
 
СД. 14
 
ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Информационная безопасность и система защиты информации. Информационные ресурсы ограниченного распространения и угрозы ресурсам. Содержание служебной тайны и конфиденциальность информации. Доступ персонала к конфиденциальной служебной информации и информационным системам. Методы и средства защиты достижения информационной безопасности.
 
 
 
 
ФТД.00
 
Факультативы
 
 
450
 
ФТД.01
 
Дополнительные виды подготовки
 
 
450
 
 
Всего на теоретическое обучение (152 недели х 54часа)
 
 
8208
 
П.00
 
Практики
 
 
16 недель
 
 
Дипломное проектирование
 
 
12 недель
 
 
Итоговая государственная аттестация
 
 
3 недели
 
 *) Дидактические единицы представлены в документе разделами, темами, понятиями, с помощью которых определяется основное содержание дисциплин.
 
 
5.Сроки освоения основной образовательной программы выпускника по специальности "Информационный менеджмент"
 
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки менеджера при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:
 
Теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, лабораторные занятия, семинары и экзаменационные сессии-182 недели.
 
Практики: учебно-ознакомительную- 2 недели
экономическую и практику менеджмента - 6 недель
преддипломную - 8 недель
________________________________
Всего 16 недель.
 
Итоговая Государственная аттестация, включая подготовку и защиту дипломного проекта - не менее 12 недель.
 
Каникулы, включая 8 недель последипломного отпуска - не менее 50 недель.
 
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки менеджера по очно - заочной (вечерней) и заочной формам обучения, в также в случае сочетания различных форм обучения, увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного в п.1,2 настоящего государственного образовательного стандарта.
 
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
 
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю.
При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
 
5.5. При очно - заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
 
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
 
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимнее время.
 
6. Требования к разработке и условиям реализации образовательной программы подготовки выпускника по специальности "Информационный менеджмент" с квалификацией - менеджер.
 
6.1. Требования к разработке образовательной программы подготовки менеджера.
 
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательную программу вуза для подготовки менеджера на основе настоящего государственного стандарта.
Комплексные дисциплины стандарта могут быть разбиты в учебном плане на две дисциплины. При этом общий объем выделяемых стандартом часов по циклу не увеличивается.
Дисциплины "по выбору студента" являются обязательными по нормативам выбора, установленным учебным планом (например пять из двенадцати предлагаемых), а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
 Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка по шкале - отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачтено.
Специализации являются частью специальности, в рамках которой они создаются и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных, но более узких, областях деятельности по профилю данной специальности.
 
6.1.2. При реализации образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
 
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин - в пределах 5%,
 
- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: "Иностранный язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическая культура" (в объеме не менее 408 часов), "Отечественная история", "Философия". Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки (для гуманитарных и социально-экономических направлений подготовки (специальностей), выделенные на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла.
Объем часов по каждой из двух других выбранных дисциплин предусматривается не менее 136 часов.
Если вуз выбирает более четырех дисциплин, объем часов по отдельной из них может быть сокращен в пределах норматива рациональной технологии образовательного процесса.
Занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожеланий студентов.
 
- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла.
 
- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических дисциплин, математических и естественно -научных дисциплин , в соответствии с профилем специальности.
 
- устанавливать по согласованию с УМО наименование специализаций по специальности высшего профессионального образования, наименование дисциплин специализаций, их объем и содержание, а также форму контроля их освоения студентами.
 
- реализовывать основную образовательную программу подготовки менеджера в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование, желающих получить второе образование.
При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.
 
     6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
 
6.2.1. Реализация образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью.
Не менее 50% преподавательского корпуса должны иметь ученую степень.
 
6.2.2. Не менее 50% преподавателей общепрофессиональных и специальных дисциплин, должны иметь ученую степень и богатый опыт практической деятельности в соответствующей профессиональной сфере. Из них не менее 5% должны иметь ученую степень доктора наук.
 
6.2.3. Не менее 35% преподавательского корпуса должны быть штатными преподавателями.
 
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.
 
6.3.1. Учебно-методическое обеспечение включает полный перечень учебников, учебных пособий и других материалов, имеющихся в библиотеке вуза и доступных студентам. Они должны быть актуальными и обеспечивать достаточное качество подготовки высококвалифицированного специалиста.
 
6.3.2. Каждая дисциплина федеральной компоненты государственного стандарта должна быть обеспечена не менее чем одним учебником на одного обучающегося.
Обеспеченность других дисциплин допускается не менее 60%.
 
6.3.3. Методическое обеспечение учебного процесса включает также внутривузовские издания и разработки - методические указания и рекомендации, конспекты лекций, компьютерные обучающие программы, тесты и др.
 
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.
 
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу дипломированного специалиста, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей нормальное и ритмичное проведение всех видов учебных занятий и научно-исследовательской работы, предусмотренных учебным планом.
 Материально-техническое обеспечение должно соответствовать действующей санитарно-технической норме.
Обеспечение учебного процесса компьютерами должно быть не менее одного компьютера на 3 обучающихся.
 
6.5. Требования к организации практик.
 
Образовательная программа в качестве обязательного своего элемента должна содержать программы учебно-ознакомительной, экономической и преддипломной практик.
Организация практик может иметь различные формы, но при этом быть направлена на получение практических знаний и навыков профессиональной деятельности.
 
7. Требования к уровню подготовки выпускника по специальности.
 
7.1. Каждый вуз должен разработать и иметь фонд контрольных заданий для оценки качества подготовки специалистов. Фонд используется для регулярного проведения самоанализа работы, а также при аттестации специальности и вуза.
 
7.2.Фонд должен включать операционные формы заданий, вопросов, тестов, задач, которые позволяют оценить уровень знаний, навыков и умений, их соответствие положениям настоящего стандарта и квалификационным требованиям.
 
7.3. Итоговая государственная аттестация менеджеров включает защиту дипломного проекта и сдачу комплексного государственного экзамена, по специальности, позволяющего выявить и оценить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач, готовность к основным видам профессиональной деятельности.
 
7.4. Выпускная квалификационная работа менеджера - дипломный проект должна показывать навыки практического анализа проблем управления и расчета и разработки проекта совершенствования управления.
 
7.5. Комплексный государственный экзамен по специальности включает ключевые и практически значимые вопросы по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки. Он проводится на заключительном этапе учебного процесса до разработки дипломного проекта.

С о с т а в и т е л и
 
Учебно-методическое объединение по образованию
в области менеджмента.
 
    Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на совещании Совета Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента 22 ноября 1999 года. Протокол № 26.
 
    Одобрено на совещании Межведомственного научно-методического совета по экономике и управлению 16 февраля 2000 года. Протокол №1.
 
 
Председатель Совета УМО
доктор экономических наук, профессор Поршнев А.Г.
 
 
 
Заместитель председателя Совета УМО
доктор экономических наук, профессор Коротков Э.М.
 
 
Председатель секции Совета УМО,
по информационному менеджменту
кандидат экономических наук, доцент Годин В.В.
 
 
С о г л а с о в а н о
 
 
Управление образовательных программ и стандартов
 высшего и среднего профессионального образования Шестаков Г.К.
 
 
 
Начальник отдела гуманитарного и
экономического образования Петрова Т.Э.

П р и л о ж е н и е
 
Требования к обязательному минимальному уровню подготовленности лиц, успешно завершивших обучение по программе специальности 080508.65 - "Информационный менеджмент".
 
2.1. Общие требования к образованности специалиста.
Менеджер отвечает следующим требованиям:
- знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
- знает основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;
- имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;
- способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет);
- имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования;
- владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;
- умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;
- понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;
- способен находить нестандартные решения типовых задач или уметь решать нестандартные задачи (в полной мере данное требование предъявляется к выпускникам, получившим диплом высшей степени);
- способен к проектной деятельности в профессиональной сфере, знает принципы системного анализа, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;
- способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;
- готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, знает основы педагогической деятельности;
- методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.
 
 2.2. Требования к реализации знаний и умений в практической профессиональной деятельности.
2.2.1. Требования по гуманитарным и социально – экономическим дисциплинам.
 Менеджер должен:
 
 в области философии, психологии, истории, культурологии, педагогики: 
 - иметь представление о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, об эстетических ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться в них;
- понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;
- быть знакомым с важнейшими отраслями и этапами развития гуманитарного и социально-экономического знания, основными научными школами, направлениями, концепциями, источниками гуманитарного знания и приемами работы с ними;
- понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе;
- знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;
- иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;
- понимать природу психики, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека;
- уметь дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей), интерпретацию собственного психического состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции;
- понимать соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании;
- знать формы, средства и методы педагогической деятельности;
- владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач;
- понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры;
- знать формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития, знать историю культуры России, ее место в системе мировой культуры и цивилизации;
- уметь оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу, приобрести опыт освоения культуры (республики ,края, области);
- иметь научное представление об основных эпохах в истории человечества и их хронологии;
- знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей;
- уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;
 
 в области социологии, политологии и права:
- иметь научное представление о социологическом подходе к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов;
- знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать;
- владеть основами социологического анализа;
- иметь представление о сущности власти и политической жизни, политических отношениях и процессах, о субъектах политики; понимать значение и роль политических систем и политических режимов в жизни общества, о процессах международной политической жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в России, ее месте и статусе в современном политическом мире;
- знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политологического знания, знать их роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, в обеспечении личностного вклада в общественно-политическую жизнь;
- знать права и свободы человека и гражданина, уметь их реализовывать в различных сферах жизнедеятельности;
- знать основы российской правовой системы и законодательства, организации судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов, правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности;
- уметь использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности;
 
 в области физической культуры:
- понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
- знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
- владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;
- приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей;
 
 в области филологии:
- свободно владеть государственным языком Российской Федерации - русским языком;
- знать и уметь грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;
- владеть лексическим минимумом одного из иностранных языков (1200-2000 лексических единиц) и грамматическим минимумом, включающим грамматические структуры, необходимые для обучения устным и письменным формам общения;
- уметь вести беседу-диалог общего характера, соблюдать правила речевого этикета, читать литературу по специальности без словаря с целью поиска информации, переводить тексты по специальности со словарем, составлять аннотации, рефераты и деловые письма на иностранном языке.
 
2.2.2. Требования по математическим и естественнонаучнымдисциплинам.
 Менеджер должен:
 
 в области математики и информатики:
 иметь представление:
- о месте и роли математики в современном мире, мировой культуре и истории;
- о математическом мышлении, индукции и дедукции в математике, принципах математических рассуждений и математических доказательств;
- о логических, топологических и алгебраических структурах на множестве;
- о неэвклидовыхгеометрических системах;
- об основных понятиях дискретной математики, теории вероятностей, математической статистики;
- о математическом моделировании;
- об информации, методах ее хранения, обработки и передачи;
- о проблемах искусственного интеллекта, способах представления знаний и манипулировании ими (об инженерии знания);
- о роли математики и информатики в гуманитарных исследованиях;
знать и уметь использовать:
- основы математического анализа;
- основы алгебры, геометрии и дискретной математики;
- основы теории дифференциальных уравнений и численных методов;
- основы теории вероятностей и математической статистики;
- понятие информации, способы ее хранения и обработки;
- структуру, принципы работы и основные возможности ЭВМ;
- основные типы алгоритмов;
- языки программирования и стандартные программные обеспечения своей профессиональной деятельности;
 
 в области концепций современного естествознания:
 иметь представление:
- об основных этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания, ньютоновской и эволюционной парадигмах;
- о концепциях пространства и времени;
- о принципах симметрии и законах сохранения;
- о понятии состояния в естествознании;
- о корпускулярной и континуальной традициях в описании природы;
- о динамических и статистических закономерностях в естествознании;
- о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов, переходах из упорядоченных в неупорядоченные состояния и наоборот;
- о самоорганизации в живой и неживой природе;
- об иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира;
- о взаимодействиях между физическими, химическими и биологическими процессами;
- о специфике живого, принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем, их целостности и гомеостазе, об иерархичности, уровнях организации и функциональной асимметрии живых систем;
- о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики;
- о физиологических основах психики, социального поведения, экологии и здоровья человека;
- о взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования;
- о месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой культуры.
 
2.2.3. Требования по общепрофессиональным дисциплинам.
 
 Менеджер должен знать и уметь использовать:
·      объективные тенденции экономического развития, закономерности функционирования экономических систем, взаимодействие экономических процессов и их социальное содержание;
·      существо фискальной и денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политики;
·      методы получения статистической информации и ее обобщения, методологию экономико-статистического анализа и исчисления обобщающих статистических показателей;
·      приемы анализа и перспективного обоснования тенденций изменения национального рынка и разработки программ экономического роста;
·      методологию анализа рыночной среды на микроэкономическом уровне, способы оценки производственно-экономического потенциала предприятия и пути достижения высокой эффективности воспроизводственного цикла;
·      методы получения информации по вопросам использования производственных фондов, краткосрочного кредитования, организации безналичных расчетов и определять возможность их совершенствования;
·      методологические и организационно-правовые аспекты менеджмента, технологию и экономический механизм менеджмента;
·      методы, основы и основные приемы исследовательской деятельности;
·      принципы, методы и цели рыночной сегментации, содержание формирования спроса и стимулирования сбыта, методы рекламной работы и "паблик рилейшинз";
 
2.2.4. Требования по специальным дисциплинам.
 
 Менеджер должен:
·      знать назначения и уметь применять различные виды компьютерной, коммуникационной и организационной техники;
·      знать назначения и уметь применять основные информационные технологии обеспечения управленческой деятельности;
·      организовывать организационно-методическое обеспечения управления информационными ресурсами организации;
·      применять основные методы обеспечения информационной безопасности;
·      определять основные направления политики организации в управлении информационными ресурсами;
·      оценивать эффективность различных вариантов информационного обеспечения управленческой деятельности;
·      выбирать и рационально использовать конкретные информационные технологии обеспечения деятельности на своем рабочем месте;
·      определять потребности организации в квалифицированных специалистах в области информационного обеспечения управленческой деятельности и осуществлять соответствующую политику по подбору и обучению персонала;
·      оценивать и рационально организовывать работу подразделений информационного и документационного обеспечения управленческой деятельности.
·      проводить аналитическую, исследовательскую и рационализаторскую работу по оценке социально-экономической обстановки и конкретных форм управления;
·      знать современные методы социально-экономической диагностики, получения обобщенных характеристик, агрегирования информации и ее обработки с помощью ЭВМ;
·      профессионально вести управленческую, маркетинговую, коммерческую, рекламную и патентно-лицензионную работу в различных подразделениях предприятий (объединений), ассоциациях, совместных предприятиях;
·      разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать выбор оптимального исходя из критериев социально-экономической эффективности и экологической безопасности;
·      разрабатывать программы нововведений и составлять план мероприятий по реализации этих программ;
·      применять методы научной организации труда и оргпроектирования, практически использовать навыки рационализации управленческого труда ;
·      владеть навыками поиска, сбора, систематизации и использования информации, практически использовать средства организационной и вычислительной техники;
·      владеть методами прогнозирования развития социально-экономических и организационных процессов в объектах управления и оценки их состояния по потенциальным возможностям экономического, социального и организационного развития.
 
2.2.5. Требования по дисциплинам специализации.
 
Специалист должен иметь глубокие знания и владеть методами научных исследований в более узких направлениях менеджмента.
Дополнительные требования к специальной подготовке менеджера устанавливаются высшим учебным заведением с учетом особенностей специализации и содержания дисциплин специализации.
.
 

Новости | Базовый ВУЗ | Об УМО | Нормативные документы УМО | Контактная информация