Новости
Базовый ВУЗ
Об УМО
Нормативные документы УМО
Методическая работа
Контактная информация
главная обратная связь

Доклад заместителя председателя УМО д.э.н., проф. Короткова Э.М. на итоговом совещании 15 ноября 2005 года

"Проблемы развития менеджмент - образования в ракурсе деятельности и развития УМО"

1. УМО в системе управления развитием образования.

Несмотря на многие перипетии, противоречия и трудности реформирования высшего образования, УМО продолжает играть важную роль в его развитии. Эта роль определяется статусом УМО как государственно-общественной организации, отношением вузов к этой организации, функциями и активностью УМО, инновационным характером деятельности, профессионализмом в оценках и решении проблем современного образования.

Сегодня в состав Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента входит 485 вузов. Конечно, не все достаточно активно работают в системе нашего объединения. Но большая часть вузов постоянно обращаются за консультациями, участвуют в фонде УМО, проводят семинары и конференции по планам работы УМО, вносят предложения по совершенствованию Государственных стандартов, участвуют в развитии методического обеспечения специальностей. Эта текущая жизнь огромного многорегионального профессионального объединения. УМО управляет процессами развития специальности. И это развитие заметно и ощутимо в дифференциации и интеграции специальностей, методическом их обеспечении, совершенствовании образовательных программ, распространении позитивного опыта.

Основным методом управления вузами со стороны УМО является мотивация качества образования. УМО остается не административной организацией, работающей на основе контроля и запретов. Мы организуем коммуникации между вузами, ведем исследовательскую работу, мотивируем инновации, разрабатываем совместно с вузами концепцию развития специальностей менеджмент-образования, ведем учет программ специализаций, выполняем поручения Министерства и Агентства. Это та роль, которую играет УМО в системе управления высшим образованием.

Я говорю об этом потому, что приходилось слышать сомнения относительно полезности и самой необходимости УМО в системе управления образованием. Эти сомнения сопровождают почти всю двадцатилетнюю историю УМО. Однако сегодня трудно сомневаться в том, что вузам необходима такая организация как УМО, необходим её лидер - Государственный университет управления.

Вот и сегодня такое широкое присутствие вузов страны в этом зале свидетельствует не только о признании УМО, но и о полезности и эффективности его работы.

Действительно каждый год - это шаг в движении в будущее, это развитие, освоение нового. Давайте проанализируем деятельность УМО в истекающем 2005 году.

2. Анализ деятельности УМО в 2005 году

Учебно-методическое объединение вузов России по образованию в области менеджмента существует и развивается уже почти двадцать лет. В будущем году мы отметим эту дату. Большой срок, почти исторический. Каждый год мы собираемся на итоговое совещание, чтобы обсудить актуальные и горячие проблемы развития наших специальностей, которые в обобщенном виде мы называем менеджмент-образованием.

Работа УМО многогранна и разнообразна. Выделим лишь основные проблемы, с которыми мы сталкивались в прошлом году, которые мы решали и которые создавали определенные трудности в нашей работе.

1. Организация работы УМО. Мы сейчас работаем в очень напряженном режиме. Большой объем работ в связи с увеличением количества вузов, расширением функциональной деятельности, повышением активности вузов в проведении семинаров, конференций и олимпиад, вступлении в цикл обновления Государственных стандартов и образовательных программ, повышением интенсивности экспертной работы при аттестации и лицензировании вузов. Мы справляемся со своими обязанностями. Мы - это фактически два человека аппарата УМО. Но очень часто вузы своей неорганизованностью искусственно увеличивают объем нашей работы. Тридцать процентов вузов теряют документы УМО и потом звонят, просят восстановить. Это главным образом договоры, экспертные заключения. В связи с этим на 30 процентов увеличивается объем нашей работы.

Качество работы УМО зависит от отношения вузов к организации нашей работы. Многие документы, которые мы предоставляем членам Совета УМО, в том числе и в раздаточном материале, не доходят до вузов. Недавно раздается звонок: "Наш вуз является членом Совета УМО. Объясните, пожалуйста, что это такое?" В ответ мы высылаем положение об УМО, которое мы уже предоставляли вузам в раздаточном материале. Но в вузе сменился заведующий кафедрой, кроме которого никто не знал, что такое УМО и зачем оно существует. Из одного института обратились с вопросом должны ли они ехать на совещание УМО? Мы ответили, что не знаем, это выбор вуза. А вот с дальнего востока пришло письмо с просьбой уточнить оплачен ли ими ежегодный членский взнос. Мы даем и такую информацию, так как мы ведем строгий учет выполнения договоров. Но разве в бухгалтерии этого вуза нет сведений об оплате?

К вопросу об участии вузов в формировании фонда УМО. У нас самый низкий среди всех 80-ти УМО России годовой взнос в фонд УМО. Мы много делаем для того, чтобы быть полезным вузам, и, по-моему, это все признают. Но только 40% вузов перечисляют средства в фонд УМО по договорам. Как следствие, приходится регулировать выдачу раздаточного материала на итоговом совещании. Многие члены Совета УМО обижаются на нас за это. Но согласитесь, что это вынужденное решение!

Возникают и другие проблемы. Например, к нам обращаются вузы, даже не имеющие наших специальностей с просьбой включить их в работу нашего УМО. И готовы платить. Наша инновационная, методическая, организационная работа, наша активность становятся известными и привлекательными для многих вузов других специальностей. Но у нас существует порядок приема в УМО, в котором главную роль играет экспертиза образовательной программы и готовность активного участия в нашей жизни.

2. Проблема открытия специальностей и специализаций.

Важным участком работы УМО является помощь вузам в открытии специальностей и специализаций менеджмент - образования.

Уже два года наблюдается динамика снижения темпов открытия специальностей менеджмент - образования. Это закономерная тенденция. Не может беспредельно расти количество вузов, реализующих менеджмент - образование. При этом общее количество подготовки специалистов по нашим специальностям растет. И здесь также должен наступить момент насыщения. К тому же количественный рост, как правило, снижает общий уровень качества подготовки. В популярности специальностей лидирует "Менеджмент организации". Это объясняется практическим спросом на специальность, ее универсальностью и фундаментальным характером.

Как ни странно, еще более высокими темпами, чем специальности, снижается спрос на бакалавриат. И это накануне перехода к системе Болонской декларации, и это при большом проценте негосударственных вузов, заинтересованных в сокращении сроков получения высшего образования. Вероятно это существенный аргумент в защите специальности "Менеджмент организации" и сохранении ее в качестве специальности при реформировании образования.

Спрос на магистратуру также за последний год заметно уменьшился.

Наблюдается также процесс снижения количества вновь открываемых специализаций, хотя активность вузов в этом направлении весьма высокая.

Специализации необходимы для гибкого реагирования вузов на потребности регионов в подготовке специалистов. Часы для специализаций не выделены в Госстандарте отдельной строкой, но предусмотрены в разделе специальной подготовки в объеме 1500 часов. Название и содержание специализаций проходит согласование в УМО. Это необходимо для упорядочения названий, принимаемых в различных вузах, и согласования содержания специализации с концепцией специальности, направлением подготовки специалиста, фундаментальной основой формирования профессионализма. Ведь при помощи специализации можно исказить до неузнаваемости саму специальность. Таких случаев, к сожалению немало.

Однако, ни в стандартах, ни в каких - либо других документах не указывается, что специализация обязательна. Это выбор вуза. Можно готовить специалистов без специализаций, усиливая специальные дисциплины Госстандарта часами, предусмотренными для специализаций. Более того, в современных условиях развития экономики (вспомним процессы диверсификации производства, конкуренции, сложные межотраслевые проблемы, в частности, экологические и др.) повышается потребность готовить специалистов более широкого профиля, а не ограничивать их профессионализм узкоспециальной подготовкой, не "зашоривать" их взгляд на современные проблемы развития.

Но вот известные всем специалисты в г. Шахты, этого не понимают. Они при оценке учебных планов требуют наличия специализации. Непонятно на каком основании. У нас в первом поколении стандартов был выделен раздел специализаций. Заместитель министра (в те годы - Шадриков В.Д.) именно для того, чтобы специализация не рассматривалась как обязательная, потребовал от нас, чтобы мы часы специализации включили в цикл специальной подготовки. Мы так и сделали. И я считаю это правильной позицией. Вуз, оценивая потребности региона, должен определять, нужна или нет специализация, и какая именно специализация необходима.

Вообще по поводу Шахтинской оценки учебных планов у вузов сложилось очень отрицательное мнение. И не только вузов нашего УМО. На одном из совещаний Координационного Совета проректоров УМО, председатель Максимов Н.И. отметил формализм математической оценки учебных планов в Шахтах. Не учитываются такие важные параметры как стратегия вуза в подготовке специалистов (широкий или узкий профиль), технология образования, содержание специализаций, содержание дисциплин региональной составляющей, разнообразие и содержание дисциплин по выбору студентов, инновационный характер образовательной программы и др. По этим параметрам экспертизу могут сделать только эксперты УМО.

В Министерстве нам объясняли, что шахтинские оценки рассматриваются как консультационные и рекомендательные. Однако Шахты требуют от вузов изменения учебных планов. Вузы обращаются в УМО с просьбой решить эту проблему.

3. Экспертиза учебников и учебных пособий на предмет присвоения им грифа УМО. В методическом обеспечении специальностей решающую роль играют учебники и учебные пособия. УМО ведет большую работу по разработке их нового поколения, экспертизе и продвижению. При каждой нашей встрече мы включаем в раздаточный материал новые учебники. Это учебники из разных регионов.

Динамика подготовки вузами учебников и учебных пособий по дисциплинам наших специальностей достаточно высока. Как её оценивать? С одной стороны это характеризует методическую активность вузов. Это хорошо. Но если рассматривать учебники, представленные для грифования более детально, то становится очевидно, что большая их часть представляет простой, а иногда и ухудшенный пересказ известных и авторитетных учебников.

Что лучше использовать в учебном процессе? Оригинал или его суррогат? На какой научной основе базируется подготовка к изданию нового учебника? Какие новые методические приемы и логические схемы используются при подготовке учебника? Эти вопросы остаются без ответа.

Существует и иная грань этой проблемы. Учебник - это средство воспитания интеллектуальной эстетики, методологической культуры, это средство мотивации познания. Однако большинство учебников не ориентированы на эти их функции. Они выпускаются по формуле "минимальное качество - минимальная цена". Этакий карманный вариант на серой туалетной бумаге, с выпадающими листами, монотонным текстом, примитивным шрифтом. Просмотрел и выбросил. Такой подход становится даже своеобразной философией некоторых издательств. Обоснование - доступность для студентов. Однако, сегодня для многих студентов уже доступны более дорогие учебники. А для кого недоступны, есть библиотеки. Вузы не должны жалеть средств на ценные во всех отношениях учебники. Ведь снижение воспитательного эффекта учебника - это в конечном итоге значительное снижение качества образования вообще. Посмотрите на американские учебники. Давайте задумаемся вообще о культуре образования. Из чего она складывается, в чем проявляется, от чего зависит? Какую роль здесь играет учебная литература?

4. Образовательная программа. (Анализ дисциплин и преподавателей). Основой организации учебного процесса является образовательная программа. В УМО ведется большая работа по совершенствованию и экспертизе образовательных программ. Давайте проанализируем по некоторым характеристикам состояние образовательных программ, оценим их качество, недостатки и положительные свойства.

Первый параметр - содержание, структура знаний, количество дисциплин. Сравнительный анализ программ некоторых государственных и негосударственных вузов показывает, что имеют место значительные отличия количества дисциплин. В некоторых случаях количество дисциплин отличается в два с лишним раза. Может быть, в этом нет ничего плохого? Но ведь количество и состав дисциплин отражают технологические характеристики учебного процесса. В них отражаются: интенсивность обучения, недельная загрузка, равномерность и сбалансированность распределения по семестрам экзаменов и зачетов, комбинация дисциплин (параллельность их ведения в семестре) и др. При 100 дисциплинах повышается вероятность дублирования, деконцентрации внимания и усилий студента, так как в этом случае параллельно идет 10 дисциплин в семестр. При этом происходит нарушение нормативов по количеству экзаменов и зачетов в семестре. Это размельчение знаний по мелким дисциплинам.

А если всего 40 с небольшим дисциплин? Это тоже плохо. Обязательных дисциплин стандарта - 30. Получается, что вуз не может предложить больше 10 дисциплин в региональной составляющей и в цикле дисциплин по выбору?

Важной характеристикой образовательной программы является и наличие штатных преподавателей, от работы которых зависит главным образом и методическое развитие специальности, и, что очень важно, воспитание, и нормальная, ритмичная организация учебного процесса. Малый процент штатных преподавателей - это гастролерство, пусть даже известных специалистов.

Следующий параметр образовательной программы - квалификация и компетентность преподавателей. Сравнительный анализ процентов докторов наук и профессоров среди штатных преподавателей показывает значительные различия вузов. Есть небольшие негосударственные вузы, в которых этот процент достаточно высокий. Но таких вузов мало. Общие средние величины по негосударственным вузам довольно низкие и более высокие - в вузах государственных. Это естественно, ибо государственные вузы имеют, как правило, собственную базу профессионального роста преподавателей (аспирантура и докторантура, специализированный Ученый совет, отлаженные механизмы кафедральной мотивации и пр.). По количеству работающих кандидатов наук государственные вузы выглядят еще лучше.

Важнейшим параметром образовательной программы является и ее методическое обеспечение, которое можно оценить по количеству внутренних и внешних изданий учебников и учебных пособий в истекшем году. Здесь государственные вузы явно лидируют. И особенно это чувствуется по количеству внешних изданий.

Приведу данные и по базовому вузу УМО - Государственному университету управления.

Общее количество дисциплин по специальности - 69. Из них 30 - федеральная составляющая, 14 - региональная, 12 - дисциплин специализации, 13 - дисциплины по выбору студентов. Диапазон выбора - от 2-х до 5-ти дисциплин.

Штатных преподавателей - 82 %

Докторов экономических наук - 21%, кандидатов наук - 54%, процент остепененных - 75 %.

Подготовка учебников и учебных пособий за прошлый год - 31 внешнее издание с гифом УМО и Министерства, 33 учебника внутреннего издания.

Это хорошие показатели. ГУУ можно рассматривать как эталон сбалансированных характеристик образовательной программы. ГУУ подтверждает статус базового вуза УМО.

На прошлых заседаниях Совета УМО мы говорили о восстановлении и развитии системы повышения квалификации преподавателей. Это важный фактор качества и развития образования. В прошлом году мы опробовали новую систему повышения квалификации преподавателей вузов УМО в виде мастер - класса. Это три дня интенсивной работы и на заключительном этапе выдача сертификата УМО. Преподаватели, посетившие два цикла мастер - класса, получают диплом Министерства о повышении квалификации.

Инициатором и организатором этой работы выступил профессор Пестриков С.В. из Самары. Приехали 50 человек из разных регионов и вузов страны. Занятия по оценкам участников прошли успешно и полезно.

Практика показала, что это весьма эффективный способ решения проблемы. Организация мастер - классов способствует распространению позитивного опыта, развитию педагогического мастерства, формированию творческого подхода к педагогической деятельности, получению новых методических знаний.

На будущий год мы запланировали целую серию таких мастер - классов, которые будут проводить самые известные и высококвалифицированные специалисты из вузов различных регионов. Тематика мастер - классов самая актуальная, оригинальная и полезная.

5. Проведение студенческих олимпиад, конкурсов дипломных проектов. Важным направлением нашей работы является проведение студенческих олимпиад, конкурсов дипломных проектов. В истекшем году очень интересно провел студенческую олимпиаду Ульяновский Государственный Университет. По традиции это было тестирование (здесь мы провели апробацию нашего нового теста на 5500 вопросов), оценку научных докладов и выступлений. Весьма интересной была организация ролевой игры. При этом оценку предпринимателей и предпринимательских групп проводили и комиссия, и все участники олимпиады. Многим студентам эта олимпиада запомнится на долгие годы.

Хорошо был проведен и конкурс дипломных проектов. Дипломами УМО наградили 15 студентов из различных вузов. Надо отметить весьма высокий общий уровень дипломных проектов. Актуальная и практически значимая тематика, научных подход к анализу и разработке рекомендаций. Нам представляется, что организация таких конкурсов является значительным мотивационным моментом повышения качества дипломных проектов.

3. Основные направления развития менеджмент - образования.

Много внимания в истекшем году УМО уделяло дальнейшему развитию общей концепции и содержания специальностей менеджмент - образования, разработке нового поколения стандартов. В марте месяце мы провели исследование и сделали оценку различных подходов к пониманию образования менеджера и формированию нового поколения стандартов.

Мы получаем много предложений от вузов. Но часто они бессистемны, противоречивы, не учитывают реальных возможностей составления Госстандарта. Мы собрали экспертную группу УМО в составе ведущих специалистов различных региональных вузов. И при помощи социометрического анализа изучили основные подходы к пониманию особенностей и тенденций развития менеджмент - образования.

В результате проведенного анализа можно сделать следующую оценку состояния и тенденций менеджмент - образования в России:

  1. количество обучающихся по специальностям менеджмент - образования продолжает увеличиваться, при этом темпы прироста количества вузов значительно снижаются;
  2. самой популярной и многочисленной остается специальность "Менеджмент организации";
  3. общее количество вузов, открывающих специальности менеджмент - образования увеличивается;
  4. количество специализаций растет, но темпы роста снижаются;
  5. темпы открытия бакалавриата и магистратуры по направлению "Менеджмент" снижаются;
  6. растет общая активность методического обеспечения специальностей менеджмент - образования: учебники и МПО, но наблюдается значительная неравномерность и противоречивость ее проявления.
  7. наблюдается значительная неравномерность в составе дисциплин образовательных программ в различных вузах;
  8. обостряется потребность в новой системе оценки знаний и качества образования вообще. Это имеет большое значение и для ставших очень модными рейтингов вузов;
  9. одной из центральных проблем менеджмент - образования становится проблема повышения качества преподавательского состава в области возрастной структуры, квалификации и компетентности, педагогического мастерства и искусства.

Опираясь на аналитическую и исследовательскую работу УМО можно в обобщенном виде представить основные направления развития менеджмент - образования и сформулировать стратегию и программу действий вузов УМО.

От прежних представлений о квалификации, как результате образования, мы постепенно должны переходить к компетентностному подходу, а в дальнейшем - к целям формирования человеческого капитала. Это требует изменения многих наших представлений об организации учебного процесса.

Управление знаниями - это поиск и осуществление новых подходов к методологии презентации и мотивации освоения знаний, это достижение синергетики знаний, позволяющей наиболее успешно оперировать знаниями в профессиональной деятельности, формирующей эффективный тип мышления.

И результат образования, и управление знаниями в конечном итоге выливаются в определенную системологию образования. Ее основные черты - соответствие образовательной программы цели образования, взаимодействие знаний и разнообразие методических приемов их презентации, системность в выборе знаний студентом (антиэклектика), связь знаний и практических умений и навыков, мотивирующая оценка знаний и образования.

Содержание образования должно быть открытым для новых знаний, должно быть питательной средой новых идей и новых мыслей. И для этого не обязательно ждать изменения стандартов. И действующие стандарты позволяют за счет региональной и вузовской составляющих обогащать содержание образования новыми знаниями.

Наконец, качество образования в своей результативной характеристике необходимо в будущем оценивать не только по оценке знаний, но и по осознанию полученной профессии и социального достоинства: системе оформившихся ценностей, готовности к профессиональным функциям и ролям, раскрытию индивидуальных способностей и творческих возможностей.

Интенсификация образования предполагает использование разнообразных технологий в учебном процессе. Сегодня здесь центральное место занимают технологии мультимедийных компьютерных программ. Многие вузы УМО заняты разработкой таких технологий. Однако еще не сформировалась их методологическая основа, определяющая и эффективность этих технологий, их назначение, роль и место в учебном процессе. В ГУУ большое внимание уделяется решению этой проблемы.

С учетом всех вышеперечисленных направлений надо проектировать и новую модель менеджера - менеджера будущего. Это будет специалист, сформированный по факторам человеческого капитала, готовый к творческому решению оригинальных и нетипичных проблем, это человек высокой методологической культуры мышления и общественно значимых ценностей.

Оценивая тенденции развития менеджмент - образования, нельзя исключать и объективные факторы интернационализации образования. Это не только готовность к переходу на принципы Болонской декларации, но и обеспечение мирового стандарта качества, эффективное использование зарубежного опыта подготовки менеджеров, возможности международной мобильности преподавателей и студентов.

4. Взгляд в будущее УМО: прогнозы, перспективы и планы.

Завершая доклад, мне хотелось бы взглянуть в будущее УМО, попробовать нарисовать его перспективы и представить вашему вниманию план работы на 2006 год.

  1. Существует реальная потребность вузов в УМО, что определяет жизненность этой профессиональной организации. По мере развития УМО формируется и углубляется корпоративная культура. Это повышает эффективность функционирования УМО.
  2. Мы будем концентрировать внимание и сосредоточим усилия на разработке нового поколения стандартов и концепции образовательных программ.
  3. Дальнейшая интеграция вузов различных регионов все в большей мере будет способствовать выравниванию и повышению качества образования.
  4. Будут продолжаться позитивные процессы повышения активности вузов УМО: организация студенческих олимпиад, разнообразных конкурсов, семинаров и конференций, проводимых по инициативе вузов.
  5. Оценивая потенциал и историю УМО, невозможно не предвидеть развитие содержания его деятельности, которое проявляется в приоритетах, структуре функций, освоении новых направлений работы, необходимых для совершенствования управления и повышения качества и эффективности деятельности УМО. В частности, дистанционных методов управления, разработки методик анализа качества образования с помощью компьютерной техники, развития идей человеческого капитала как результата образования, разработка новых технологий интенсификации образования, и др.
  6. Особое внимание предполагается уделять в будущем качеству образования и главному его фактору - качеству преподавательского состава. Мы будем развивать идеи мастер - класса, способствующие повышению и компетентности, и искусства преподавателя.
  7. Продолжение исследовательской работы УМО, как основы прогнозирования развития менеджмент - образования, включение в эту работу региональных вузов.

Будем работать, и надеяться на дальнейшее успешное развитие менеджмент - образования в России.

 

Новости | Базовый ВУЗ | Об УМО | Нормативные документы УМО | Методическая работа | Контактная информация
Учебно-методическое объединение ВУЗов в области менеджмента
Новости
Базовый ВУЗ
Об УМО
Нормативные документы УМО
Методическая работа
Контактная информация
главная обратная связь
Доклад заместителя председателя УМО д.э.н., проф. Короткова Э.М. на итоговом совещании 15 ноября 2005 года

"Проблемы развития менеджмент - образования в ракурсе деятельности и развития УМО"

1. УМО в системе управления развитием образования.

Несмотря на многие перипетии, противоречия и трудности реформирования высшего образования, УМО продолжает играть важную роль в его развитии. Эта роль определяется статусом УМО как государственно-общественной организации, отношением вузов к этой организации, функциями и активностью УМО, инновационным характером деятельности, профессионализмом в оценках и решении проблем современного образования.

Сегодня в состав Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента входит 485 вузов. Конечно, не все достаточно активно работают в системе нашего объединения. Но большая часть вузов постоянно обращаются за консультациями, участвуют в фонде УМО, проводят семинары и конференции по планам работы УМО, вносят предложения по совершенствованию Государственных стандартов, участвуют в развитии методического обеспечения специальностей. Эта текущая жизнь огромного многорегионального профессионального объединения. УМО управляет процессами развития специальности. И это развитие заметно и ощутимо в дифференциации и интеграции специальностей, методическом их обеспечении, совершенствовании образовательных программ, распространении позитивного опыта.

Основным методом управления вузами со стороны УМО является мотивация качества образования. УМО остается не административной организацией, работающей на основе контроля и запретов. Мы организуем коммуникации между вузами, ведем исследовательскую работу, мотивируем инновации, разрабатываем совместно с вузами концепцию развития специальностей менеджмент-образования, ведем учет программ специализаций, выполняем поручения Министерства и Агентства. Это та роль, которую играет УМО в системе управления высшим образованием.

Я говорю об этом потому, что приходилось слышать сомнения относительно полезности и самой необходимости УМО в системе управления образованием. Эти сомнения сопровождают почти всю двадцатилетнюю историю УМО. Однако сегодня трудно сомневаться в том, что вузам необходима такая организация как УМО, необходим её лидер - Государственный университет управления.

Вот и сегодня такое широкое присутствие вузов страны в этом зале свидетельствует не только о признании УМО, но и о полезности и эффективности его работы.

Действительно каждый год - это шаг в движении в будущее, это развитие, освоение нового. Давайте проанализируем деятельность УМО в истекающем 2005 году.

2. Анализ деятельности УМО в 2005 году

Учебно-методическое объединение вузов России по образованию в области менеджмента существует и развивается уже почти двадцать лет. В будущем году мы отметим эту дату. Большой срок, почти исторический. Каждый год мы собираемся на итоговое совещание, чтобы обсудить актуальные и горячие проблемы развития наших специальностей, которые в обобщенном виде мы называем менеджмент-образованием.

Работа УМО многогранна и разнообразна. Выделим лишь основные проблемы, с которыми мы сталкивались в прошлом году, которые мы решали и которые создавали определенные трудности в нашей работе.

1. Организация работы УМО. Мы сейчас работаем в очень напряженном режиме. Большой объем работ в связи с увеличением количества вузов, расширением функциональной деятельности, повышением активности вузов в проведении семинаров, конференций и олимпиад, вступлении в цикл обновления Государственных стандартов и образовательных программ, повышением интенсивности экспертной работы при аттестации и лицензировании вузов. Мы справляемся со своими обязанностями. Мы - это фактически два человека аппарата УМО. Но очень часто вузы своей неорганизованностью искусственно увеличивают объем нашей работы. Тридцать процентов вузов теряют документы УМО и потом звонят, просят восстановить. Это главным образом договоры, экспертные заключения. В связи с этим на 30 процентов увеличивается объем нашей работы.

Качество работы УМО зависит от отношения вузов к организации нашей работы. Многие документы, которые мы предоставляем членам Совета УМО, в том числе и в раздаточном материале, не доходят до вузов. Недавно раздается звонок: "Наш вуз является членом Совета УМО. Объясните, пожалуйста, что это такое?" В ответ мы высылаем положение об УМО, которое мы уже предоставляли вузам в раздаточном материале. Но в вузе сменился заведующий кафедрой, кроме которого никто не знал, что такое УМО и зачем оно существует. Из одного института обратились с вопросом должны ли они ехать на совещание УМО? Мы ответили, что не знаем, это выбор вуза. А вот с дальнего востока пришло письмо с просьбой уточнить оплачен ли ими ежегодный членский взнос. Мы даем и такую информацию, так как мы ведем строгий учет выполнения договоров. Но разве в бухгалтерии этого вуза нет сведений об оплате?

К вопросу об участии вузов в формировании фонда УМО. У нас самый низкий среди всех 80-ти УМО России годовой взнос в фонд УМО. Мы много делаем для того, чтобы быть полезным вузам, и, по-моему, это все признают. Но только 40% вузов перечисляют средства в фонд УМО по договорам. Как следствие, приходится регулировать выдачу раздаточного материала на итоговом совещании. Многие члены Совета УМО обижаются на нас за это. Но согласитесь, что это вынужденное решение!

Возникают и другие проблемы. Например, к нам обращаются вузы, даже не имеющие наших специальностей с просьбой включить их в работу нашего УМО. И готовы платить. Наша инновационная, методическая, организационная работа, наша активность становятся известными и привлекательными для многих вузов других специальностей. Но у нас существует порядок приема в УМО, в котором главную роль играет экспертиза образовательной программы и готовность активного участия в нашей жизни.

2. Проблема открытия специальностей и специализаций.

Важным участком работы УМО является помощь вузам в открытии специальностей и специализаций менеджмент - образования.

Уже два года наблюдается динамика снижения темпов открытия специальностей менеджмент - образования. Это закономерная тенденция. Не может беспредельно расти количество вузов, реализующих менеджмент - образование. При этом общее количество подготовки специалистов по нашим специальностям растет. И здесь также должен наступить момент насыщения. К тому же количественный рост, как правило, снижает общий уровень качества подготовки. В популярности специальностей лидирует "Менеджмент организации". Это объясняется практическим спросом на специальность, ее универсальностью и фундаментальным характером.

Как ни странно, еще более высокими темпами, чем специальности, снижается спрос на бакалавриат. И это накануне перехода к системе Болонской декларации, и это при большом проценте негосударственных вузов, заинтересованных в сокращении сроков получения высшего образования. Вероятно это существенный аргумент в защите специальности "Менеджмент организации" и сохранении ее в качестве специальности при реформировании образования.

Спрос на магистратуру также за последний год заметно уменьшился.

Наблюдается также процесс снижения количества вновь открываемых специализаций, хотя активность вузов в этом направлении весьма высокая.

Специализации необходимы для гибкого реагирования вузов на потребности регионов в подготовке специалистов. Часы для специализаций не выделены в Госстандарте отдельной строкой, но предусмотрены в разделе специальной подготовки в объеме 1500 часов. Название и содержание специализаций проходит согласование в УМО. Это необходимо для упорядочения названий, принимаемых в различных вузах, и согласования содержания специализации с концепцией специальности, направлением подготовки специалиста, фундаментальной основой формирования профессионализма. Ведь при помощи специализации можно исказить до неузнаваемости саму специальность. Таких случаев, к сожалению немало.

Однако, ни в стандартах, ни в каких - либо других документах не указывается, что специализация обязательна. Это выбор вуза. Можно готовить специалистов без специализаций, усиливая специальные дисциплины Госстандарта часами, предусмотренными для специализаций. Более того, в современных условиях развития экономики (вспомним процессы диверсификации производства, конкуренции, сложные межотраслевые проблемы, в частности, экологические и др.) повышается потребность готовить специалистов более широкого профиля, а не ограничивать их профессионализм узкоспециальной подготовкой, не "зашоривать" их взгляд на современные проблемы развития.

Но вот известные всем специалисты в г. Шахты, этого не понимают. Они при оценке учебных планов требуют наличия специализации. Непонятно на каком основании. У нас в первом поколении стандартов был выделен раздел специализаций. Заместитель министра (в те годы - Шадриков В.Д.) именно для того, чтобы специализация не рассматривалась как обязательная, потребовал от нас, чтобы мы часы специализации включили в цикл специальной подготовки. Мы так и сделали. И я считаю это правильной позицией. Вуз, оценивая потребности региона, должен определять, нужна или нет специализация, и какая именно специализация необходима.

Вообще по поводу Шахтинской оценки учебных планов у вузов сложилось очень отрицательное мнение. И не только вузов нашего УМО. На одном из совещаний Координационного Совета проректоров УМО, председатель Максимов Н.И. отметил формализм математической оценки учебных планов в Шахтах. Не учитываются такие важные параметры как стратегия вуза в подготовке специалистов (широкий или узкий профиль), технология образования, содержание специализаций, содержание дисциплин региональной составляющей, разнообразие и содержание дисциплин по выбору студентов, инновационный характер образовательной программы и др. По этим параметрам экспертизу могут сделать только эксперты УМО.

В Министерстве нам объясняли, что шахтинские оценки рассматриваются как консультационные и рекомендательные. Однако Шахты требуют от вузов изменения учебных планов. Вузы обращаются в УМО с просьбой решить эту проблему.

3. Экспертиза учебников и учебных пособий на предмет присвоения им грифа УМО. В методическом обеспечении специальностей решающую роль играют учебники и учебные пособия. УМО ведет большую работу по разработке их нового поколения, экспертизе и продвижению. При каждой нашей встрече мы включаем в раздаточный материал новые учебники. Это учебники из разных регионов.

Динамика подготовки вузами учебников и учебных пособий по дисциплинам наших специальностей достаточно высока. Как её оценивать? С одной стороны это характеризует методическую активность вузов. Это хорошо. Но если рассматривать учебники, представленные для грифования более детально, то становится очевидно, что большая их часть представляет простой, а иногда и ухудшенный пересказ известных и авторитетных учебников.

Что лучше использовать в учебном процессе? Оригинал или его суррогат? На какой научной основе базируется подготовка к изданию нового учебника? Какие новые методические приемы и логические схемы используются при подготовке учебника? Эти вопросы остаются без ответа.

Существует и иная грань этой проблемы. Учебник - это средство воспитания интеллектуальной эстетики, методологической культуры, это средство мотивации познания. Однако большинство учебников не ориентированы на эти их функции. Они выпускаются по формуле "минимальное качество - минимальная цена". Этакий карманный вариант на серой туалетной бумаге, с выпадающими листами, монотонным текстом, примитивным шрифтом. Просмотрел и выбросил. Такой подход становится даже своеобразной философией некоторых издательств. Обоснование - доступность для студентов. Однако, сегодня для многих студентов уже доступны более дорогие учебники. А для кого недоступны, есть библиотеки. Вузы не должны жалеть средств на ценные во всех отношениях учебники. Ведь снижение воспитательного эффекта учебника - это в конечном итоге значительное снижение качества образования вообще. Посмотрите на американские учебники. Давайте задумаемся вообще о культуре образования. Из чего она складывается, в чем проявляется, от чего зависит? Какую роль здесь играет учебная литература?

4. Образовательная программа. (Анализ дисциплин и преподавателей). Основой организации учебного процесса является образовательная программа. В УМО ведется большая работа по совершенствованию и экспертизе образовательных программ. Давайте проанализируем по некоторым характеристикам состояние образовательных программ, оценим их качество, недостатки и положительные свойства.

Первый параметр - содержание, структура знаний, количество дисциплин. Сравнительный анализ программ некоторых государственных и негосударственных вузов показывает, что имеют место значительные отличия количества дисциплин. В некоторых случаях количество дисциплин отличается в два с лишним раза. Может быть, в этом нет ничего плохого? Но ведь количество и состав дисциплин отражают технологические характеристики учебного процесса. В них отражаются: интенсивность обучения, недельная загрузка, равномерность и сбалансированность распределения по семестрам экзаменов и зачетов, комбинация дисциплин (параллельность их ведения в семестре) и др. При 100 дисциплинах повышается вероятность дублирования, деконцентрации внимания и усилий студента, так как в этом случае параллельно идет 10 дисциплин в семестр. При этом происходит нарушение нормативов по количеству экзаменов и зачетов в семестре. Это размельчение знаний по мелким дисциплинам.

А если всего 40 с небольшим дисциплин? Это тоже плохо. Обязательных дисциплин стандарта - 30. Получается, что вуз не может предложить больше 10 дисциплин в региональной составляющей и в цикле дисциплин по выбору?

Важной характеристикой образовательной программы является и наличие штатных преподавателей, от работы которых зависит главным образом и методическое развитие специальности, и, что очень важно, воспитание, и нормальная, ритмичная организация учебного процесса. Малый процент штатных преподавателей - это гастролерство, пусть даже известных специалистов.

Следующий параметр образовательной программы - квалификация и компетентность преподавателей. Сравнительный анализ процентов докторов наук и профессоров среди штатных преподавателей показывает значительные различия вузов. Есть небольшие негосударственные вузы, в которых этот процент достаточно высокий. Но таких вузов мало. Общие средние величины по негосударственным вузам довольно низкие и более высокие - в вузах государственных. Это естественно, ибо государственные вузы имеют, как правило, собственную базу профессионального роста преподавателей (аспирантура и докторантура, специализированный Ученый совет, отлаженные механизмы кафедральной мотивации и пр.). По количеству работающих кандидатов наук государственные вузы выглядят еще лучше.

Важнейшим параметром образовательной программы является и ее методическое обеспечение, которое можно оценить по количеству внутренних и внешних изданий учебников и учебных пособий в истекшем году. Здесь государственные вузы явно лидируют. И особенно это чувствуется по количеству внешних изданий.

Приведу данные и по базовому вузу УМО - Государственному университету управления.

Общее количество дисциплин по специальности - 69. Из них 30 - федеральная составляющая, 14 - региональная, 12 - дисциплин специализации, 13 - дисциплины по выбору студентов. Диапазон выбора - от 2-х до 5-ти дисциплин.

Штатных преподавателей - 82 %

Докторов экономических наук - 21%, кандидатов наук - 54%, процент остепененных - 75 %.

Подготовка учебников и учебных пособий за прошлый год - 31 внешнее издание с гифом УМО и Министерства, 33 учебника внутреннего издания.

Это хорошие показатели. ГУУ можно рассматривать как эталон сбалансированных характеристик образовательной программы. ГУУ подтверждает статус базового вуза УМО.

На прошлых заседаниях Совета УМО мы говорили о восстановлении и развитии системы повышения квалификации преподавателей. Это важный фактор качества и развития образования. В прошлом году мы опробовали новую систему повышения квалификации преподавателей вузов УМО в виде мастер - класса. Это три дня интенсивной работы и на заключительном этапе выдача сертификата УМО. Преподаватели, посетившие два цикла мастер - класса, получают диплом Министерства о повышении квалификации.

Инициатором и организатором этой работы выступил профессор Пестриков С.В. из Самары. Приехали 50 человек из разных регионов и вузов страны. Занятия по оценкам участников прошли успешно и полезно.

Практика показала, что это весьма эффективный способ решения проблемы. Организация мастер - классов способствует распространению позитивного опыта, развитию педагогического мастерства, формированию творческого подхода к педагогической деятельности, получению новых методических знаний.

На будущий год мы запланировали целую серию таких мастер - классов, которые будут проводить самые известные и высококвалифицированные специалисты из вузов различных регионов. Тематика мастер - классов самая актуальная, оригинальная и полезная.

5. Проведение студенческих олимпиад, конкурсов дипломных проектов. Важным направлением нашей работы является проведение студенческих олимпиад, конкурсов дипломных проектов. В истекшем году очень интересно провел студенческую олимпиаду Ульяновский Государственный Университет. По традиции это было тестирование (здесь мы провели апробацию нашего нового теста на 5500 вопросов), оценку научных докладов и выступлений. Весьма интересной была организация ролевой игры. При этом оценку предпринимателей и предпринимательских групп проводили и комиссия, и все участники олимпиады. Многим студентам эта олимпиада запомнится на долгие годы.

Хорошо был проведен и конкурс дипломных проектов. Дипломами УМО наградили 15 студентов из различных вузов. Надо отметить весьма высокий общий уровень дипломных проектов. Актуальная и практически значимая тематика, научных подход к анализу и разработке рекомендаций. Нам представляется, что организация таких конкурсов является значительным мотивационным моментом повышения качества дипломных проектов.

3. Основные направления развития менеджмент - образования.

Много внимания в истекшем году УМО уделяло дальнейшему развитию общей концепции и содержания специальностей менеджмент - образования, разработке нового поколения стандартов. В марте месяце мы провели исследование и сделали оценку различных подходов к пониманию образования менеджера и формированию нового поколения стандартов.

Мы получаем много предложений от вузов. Но часто они бессистемны, противоречивы, не учитывают реальных возможностей составления Госстандарта. Мы собрали экспертную группу УМО в составе ведущих специалистов различных региональных вузов. И при помощи социометрического анализа изучили основные подходы к пониманию особенностей и тенденций развития менеджмент - образования.

В результате проведенного анализа можно сделать следующую оценку состояния и тенденций менеджмент - образования в России:

  1. количество обучающихся по специальностям менеджмент - образования продолжает увеличиваться, при этом темпы прироста количества вузов значительно снижаются;
  2. самой популярной и многочисленной остается специальность "Менеджмент организации";
  3. общее количество вузов, открывающих специальности менеджмент - образования увеличивается;
  4. количество специализаций растет, но темпы роста снижаются;
  5. темпы открытия бакалавриата и магистратуры по направлению "Менеджмент" снижаются;
  6. растет общая активность методического обеспечения специальностей менеджмент - образования: учебники и МПО, но наблюдается значительная неравномерность и противоречивость ее проявления.
  7. наблюдается значительная неравномерность в составе дисциплин образовательных программ в различных вузах;
  8. обостряется потребность в новой системе оценки знаний и качества образования вообще. Это имеет большое значение и для ставших очень модными рейтингов вузов;
  9. одной из центральных проблем менеджмент - образования становится проблема повышения качества преподавательского состава в области возрастной структуры, квалификации и компетентности, педагогического мастерства и искусства.

Опираясь на аналитическую и исследовательскую работу УМО можно в обобщенном виде представить основные направления развития менеджмент - образования и сформулировать стратегию и программу действий вузов УМО.

От прежних представлений о квалификации, как результате образования, мы постепенно должны переходить к компетентностному подходу, а в дальнейшем - к целям формирования человеческого капитала. Это требует изменения многих наших представлений об организации учебного процесса.

Управление знаниями - это поиск и осуществление новых подходов к методологии презентации и мотивации освоения знаний, это достижение синергетики знаний, позволяющей наиболее успешно оперировать знаниями в профессиональной деятельности, формирующей эффективный тип мышления.

И результат образования, и управление знаниями в конечном итоге выливаются в определенную системологию образования. Ее основные черты - соответствие образовательной программы цели образования, взаимодействие знаний и разнообразие методических приемов их презентации, системность в выборе знаний студентом (антиэклектика), связь знаний и практических умений и навыков, мотивирующая оценка знаний и образования.

Содержание образования должно быть открытым для новых знаний, должно быть питательной средой новых идей и новых мыслей. И для этого не обязательно ждать изменения стандартов. И действующие стандарты позволяют за счет региональной и вузовской составляющих обогащать содержание образования новыми знаниями.

Наконец, качество образования в своей результативной характеристике необходимо в будущем оценивать не только по оценке знаний, но и по осознанию полученной профессии и социального достоинства: системе оформившихся ценностей, готовности к профессиональным функциям и ролям, раскрытию индивидуальных способностей и творческих возможностей.

Интенсификация образования предполагает использование разнообразных технологий в учебном процессе. Сегодня здесь центральное место занимают технологии мультимедийных компьютерных программ. Многие вузы УМО заняты разработкой таких технологий. Однако еще не сформировалась их методологическая основа, определяющая и эффективность этих технологий, их назначение, роль и место в учебном процессе. В ГУУ большое внимание уделяется решению этой проблемы.

С учетом всех вышеперечисленных направлений надо проектировать и новую модель менеджера - менеджера будущего. Это будет специалист, сформированный по факторам человеческого капитала, готовый к творческому решению оригинальных и нетипичных проблем, это человек высокой методологической культуры мышления и общественно значимых ценностей.

Оценивая тенденции развития менеджмент - образования, нельзя исключать и объективные факторы интернационализации образования. Это не только готовность к переходу на принципы Болонской декларации, но и обеспечение мирового стандарта качества, эффективное использование зарубежного опыта подготовки менеджеров, возможности международной мобильности преподавателей и студентов.

4. Взгляд в будущее УМО: прогнозы, перспективы и планы.

Завершая доклад, мне хотелось бы взглянуть в будущее УМО, попробовать нарисовать его перспективы и представить вашему вниманию план работы на 2006 год.

  1. Существует реальная потребность вузов в УМО, что определяет жизненность этой профессиональной организации. По мере развития УМО формируется и углубляется корпоративная культура. Это повышает эффективность функционирования УМО.
  2. Мы будем концентрировать внимание и сосредоточим усилия на разработке нового поколения стандартов и концепции образовательных программ.
  3. Дальнейшая интеграция вузов различных регионов все в большей мере будет способствовать выравниванию и повышению качества образования.
  4. Будут продолжаться позитивные процессы повышения активности вузов УМО: организация студенческих олимпиад, разнообразных конкурсов, семинаров и конференций, проводимых по инициативе вузов.
  5. Оценивая потенциал и историю УМО, невозможно не предвидеть развитие содержания его деятельности, которое проявляется в приоритетах, структуре функций, освоении новых направлений работы, необходимых для совершенствования управления и повышения качества и эффективности деятельности УМО. В частности, дистанционных методов управления, разработки методик анализа качества образования с помощью компьютерной техники, развития идей человеческого капитала как результата образования, разработка новых технологий интенсификации образования, и др.
  6. Особое внимание предполагается уделять в будущем качеству образования и главному его фактору - качеству преподавательского состава. Мы будем развивать идеи мастер - класса, способствующие повышению и компетентности, и искусства преподавателя.
  7. Продолжение исследовательской работы УМО, как основы прогнозирования развития менеджмент - образования, включение в эту работу региональных вузов.

Будем работать, и надеяться на дальнейшее успешное развитие менеджмент - образования в России.

 

Новости | Базовый ВУЗ | Об УМО | Нормативные документы УМО | Методическая работа | Контактная информация