Новости
Базовый ВУЗ
Об УМО
Нормативные документы УМО
Контактная информация
главная обратная связь

Анализ образовательного стандарта Республики Беларусь по специальности Э.01.03.00 Экономика и управление на предприятии

1. Название специальности, на наш взгляд, не очень удачное. Оно ограничено только предприятием, тогда как специалист может работать в различных организациях: фирма, корпорация, офис и др.

Специальность экономическая, но это не значит, что в ее названии должна присутствовать экономика. Почему бы не назвать специальность «Менеджмент»? Ведь в квалификации специалиста используется именно этот термин.

Название квалификации – экономист-менеджер. В п.3 стандарта дается неудачное с точки зрения понятия «менеджер». Менеджер не может не быть экономистом. Ведь это экономическая специальность. Зачем нужна двойная квалификация, да еще построенная на терминологической тавтологии. Рассуждая таким образом можно готовить инженеров-менеджеров, менеджеров-психологов, менеджеров-социологов, менеджеров-организаторов, менеджеров-стратегов и т.д. В конечном итоге приставка «менеджер» становится пустой, формальной и не нужной. Такое название квалификации «размывает» концепцию подготовки менеджеров.

Специализации в основном построены по отраслевому принципу. Но перечень отраслей не полный. Не учитываются процессы диверсификации производства, которые не могут не накладывать отпечаток на подготовку специалистов в области менеджмента. При этом специализации, как и специальность, утверждаются Министерством образования, что лишает образовательные программы гибкости и уменьшает свободу вуза. Вызывает сомнение специализация «Экономика и правовое обеспечение хозяйственной деятельности». Такую специализацию надо делать на основе юридической специальности.

Стандарт регламентирует приемные экзамены по специальности, но они не соответствуют характеру специальности, который указан в п.4.3. Знание физики или химии не показывает готовности к экономической подготовке.

Содержание профессиональной деятельности дается в делении ее на объекты, сферы, виды, задачи, функции. Перечень их очень эклектичен и не имеет общего основания деления. Есть повторы. Одно и то же и в функциях и в задачах, и в видах, но в разной терминологии.

В квалификационной характеристике снова перечисляются отрасли и виды деятельности отличные от указанных выше в п.6.3. Такие противоречия и повторы не должны быть в стандарте.

В требованиях к знаниям специалиста также перечисляются дисциплины, которые далее даются в учебном плане. Какой смысл имеет повторное перечисление?

В требованиях к знаниям нет разделения циклов дисциплин на естественно – научные и общепрофессиональные. В этом цикле даются общенаучные дисциплины и общепрофессионаьные. Спорно отнесение некоторых дисциплин к общенаучным.

Требования к умениям снова повторяют уже в иной комбинации виды и функции деятельности, которые выше уже были названы. А требования к знаниям выглядят не сбалансировано. По гуманитарным дисциплинам требования выведены за рамки стандарта и даются Министерством в отдельном документе, по общенаучным и общепрофессиональным дисциплинам требования перемешаны. Здесь и математика и вычислительная техника, и технология организации и экономико-математические методы. Они структурированы по группам: иметь представление, знать и уметь использовать, владеть, иметь навыки. Эти требования не отражают общепрофессиональныую подготовку.

Отдельными пунктами выделены требования в области экономических дисциплин и дисциплин менеджмент - подготовки. Многие пункты этих требований трудно проверить и оценить.

В п.8.2.3. сформулированы требования в области менеджмента, маркетинга, ценообразования, прогнозирования и планирования экономики. Сама классификация и содержание этих требований вызывают много вопросов. Вот некоторые из них.

А) Почему менеджмент рассматривается как «управление людьми в подразделениях организации»? Стандарт привязан к предприятию. В этом случае надо сохранять принятую терминологию. Да и менеджмент во всем мире понимается не только как управление в подразделениях организации, но и как управление самой организацией в целом.

Б) Почему о сегментировании рынка специалист должен иметь только представление, не иметь навыки практического сегментирования?

 

Новости | Базовый ВУЗ | Об УМО | Нормативные документы УМО | Контактная информация
Учебно-методическое объединение ВУЗов в области менеджмента
Новости
Базовый ВУЗ
Об УМО
Нормативные документы УМО
Контактная информация
главная обратная связь
Анализ образовательного стандарта Республики Беларусь по специальности Э.01.03.00 Экономика и управление на предприятии

1. Название специальности, на наш взгляд, не очень удачное. Оно ограничено только предприятием, тогда как специалист может работать в различных организациях: фирма, корпорация, офис и др.

Специальность экономическая, но это не значит, что в ее названии должна присутствовать экономика. Почему бы не назвать специальность «Менеджмент»? Ведь в квалификации специалиста используется именно этот термин.

Название квалификации – экономист-менеджер. В п.3 стандарта дается неудачное с точки зрения понятия «менеджер». Менеджер не может не быть экономистом. Ведь это экономическая специальность. Зачем нужна двойная квалификация, да еще построенная на терминологической тавтологии. Рассуждая таким образом можно готовить инженеров-менеджеров, менеджеров-психологов, менеджеров-социологов, менеджеров-организаторов, менеджеров-стратегов и т.д. В конечном итоге приставка «менеджер» становится пустой, формальной и не нужной. Такое название квалификации «размывает» концепцию подготовки менеджеров.

Специализации в основном построены по отраслевому принципу. Но перечень отраслей не полный. Не учитываются процессы диверсификации производства, которые не могут не накладывать отпечаток на подготовку специалистов в области менеджмента. При этом специализации, как и специальность, утверждаются Министерством образования, что лишает образовательные программы гибкости и уменьшает свободу вуза. Вызывает сомнение специализация «Экономика и правовое обеспечение хозяйственной деятельности». Такую специализацию надо делать на основе юридической специальности.

Стандарт регламентирует приемные экзамены по специальности, но они не соответствуют характеру специальности, который указан в п.4.3. Знание физики или химии не показывает готовности к экономической подготовке.

Содержание профессиональной деятельности дается в делении ее на объекты, сферы, виды, задачи, функции. Перечень их очень эклектичен и не имеет общего основания деления. Есть повторы. Одно и то же и в функциях и в задачах, и в видах, но в разной терминологии.

В квалификационной характеристике снова перечисляются отрасли и виды деятельности отличные от указанных выше в п.6.3. Такие противоречия и повторы не должны быть в стандарте.

В требованиях к знаниям специалиста также перечисляются дисциплины, которые далее даются в учебном плане. Какой смысл имеет повторное перечисление?

В требованиях к знаниям нет разделения циклов дисциплин на естественно – научные и общепрофессиональные. В этом цикле даются общенаучные дисциплины и общепрофессионаьные. Спорно отнесение некоторых дисциплин к общенаучным.

Требования к умениям снова повторяют уже в иной комбинации виды и функции деятельности, которые выше уже были названы. А требования к знаниям выглядят не сбалансировано. По гуманитарным дисциплинам требования выведены за рамки стандарта и даются Министерством в отдельном документе, по общенаучным и общепрофессиональным дисциплинам требования перемешаны. Здесь и математика и вычислительная техника, и технология организации и экономико-математические методы. Они структурированы по группам: иметь представление, знать и уметь использовать, владеть, иметь навыки. Эти требования не отражают общепрофессиональныую подготовку.

Отдельными пунктами выделены требования в области экономических дисциплин и дисциплин менеджмент - подготовки. Многие пункты этих требований трудно проверить и оценить.

В п.8.2.3. сформулированы требования в области менеджмента, маркетинга, ценообразования, прогнозирования и планирования экономики. Сама классификация и содержание этих требований вызывают много вопросов. Вот некоторые из них.

А) Почему менеджмент рассматривается как «управление людьми в подразделениях организации»? Стандарт привязан к предприятию. В этом случае надо сохранять принятую терминологию. Да и менеджмент во всем мире понимается не только как управление в подразделениях организации, но и как управление самой организацией в целом.

Б) Почему о сегментировании рынка специалист должен иметь только представление, не иметь навыки практического сегментирования?

 

Новости | Базовый ВУЗ | Об УМО | Нормативные документы УМО | Контактная информация